О проекте Контакты
Жалобы в УФАС
Охрана труда
Трудовое право
Доверенности
Договора
Новости


25.05.2015
Арбитражный суд признал банкротом турфирму "Роза ветров ...

25.05.2015
Главу арбитражного суда Самарской области лишили статуса ...

25.05.2015
Арбитражный суд взыскал с ЧЭМК 450 тысяч рублей в пользу ...

25.05.2015
Арбитражный суд Петербурга сегодня продолжит ...

15.04.2015
«Мечел» предложил Сбербанку конвертировать часть долга в акции

15.04.2015
«Мечел» не предлагал ВТБ конвертировать долг в акции

22.03.2015
Юникредит банк намерен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом ОАО «Группа Е4»

23.03.2015
АкадемРусБанк признан банкротом

23.03.2015
Арбитражный суд отказался обанкротить проблемную страховую компанию «Северная казна» за 5,6 тыс. рублей долга

13.10.2014
Суд разъяснил права миноритариев «Башнефти» на операции с акциями


ВСН 004-88 Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация


    Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.



    ВСН 004-88
    _________________
    Миннефтегазстрой


    ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

    СТРОИТЕЛЬСТВО МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
    Технология и организация

    Дата введения 1989-04-01

    РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Всесоюзным научно-исследовательским институтом по строительству магистральных трубопроводов (ВНИИСТ) Миннефтегазстроя СССР:

    д-р техн. наук Р.Ш. Шакиров; кандидаты техн. наук: В.С. Бортаковский, Е.А. Аникин, М.Ю. Митрохин, Е.Л. Семин, В.Ф. Николенко, инженеры И.В. Кондрашов, Н.Т. Виленская, А.Г. Ларионов.

    ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным научно-техническим управлением Миннефтегазстроя:

    канд. техн. наук В.А. Шукаев.

    С введением в действие "Строительство магистральных дорог трубопроводов. Технология и организация" утрачивают силу:

    "Инструкция по межобъектной этапной специализации работ при сооружении линейной части магистральных трубопроводов" ;

    "Инструкция по организационно-технологической подготовке строительного производства при сооружении линейной части магистральных трубопроводов" ;

    "Инструкция по производству работ при сооружении магистральных стальных трубопроводов. Земляные работы" ;

    "Инструкция по рекультивации земель при строительстве трубопроводов" ;

    "Инструкция по технологии и организации перевозки, погрузки, разгрузки и складирования труб больших диаметров при строительстве нефтегазопроводов" ;

    "Инструкция по производству работ при сооружении магистральных стальных трубопроводов. Изоляционно-укладочные работы" ;

    "Инструкция по технологии и организации строительства трубопроводов из труб с заводской изоляцией" ;

    "Инструкция по автоматизированному оптимальному расчету проектов производства работ на строительстве линейной части магистральных трубопроводов" ;

    "Положение о полевом городке (вахтовом поселке) организаций Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности" РД 102-019-83.

    СОГЛАСОВАНЫ: Госстрой СССР, Мингазпром, Миннефтепром, Госгазнадзор, ВНИИПКтехоргнефтегазстрой.

    УТВЕРЖДЕНЫ приказом Миннефтегазстроя 1 декабря 1988 г.

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящие Ведомственные строительные нормы (ВСН) распространяются на сооружение подземных магистральных стальных трубопроводов диаметром до 1420 мм (включительно) с избыточным давлением среды не выше 10 МПа.
    1.2. Требования настоящего нормативного документа распространяются на производство, контроль и приемку работ подготовительного и основного (земляные, погрузочно-разгрузочные, транспортные, складские, изоляционно-укладочные работы) периодов строительства линейной части магистральных трубопроводов.
    1.3. Требования настоящего нормативного документа не распространяются на строительство магистральных трубопроводов на морских акваториях и в районах с сейсмичностью свыше 8 баллов для подземных и свыше 6 баллов для надземных трубопроводов. В этих случаях должны соблюдаться специальные требования к производству и приемке работ, регламентированные проектом.
    1.4. При строительстве магистральных трубопроводов, кроме требований настоящего нормативного документа, должны соблюдаться требования глав СНиП по организации строительного производства, магистральным трубопроводам, технике безопасности в строительстве, геодезическим работам в строительстве, приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, земляным сооружениям, основаниям и фундаментам, стандартов, утвержденных в установленном порядке.
    1.5. Ширина полосы отвода земель на время строительства магистральных трубопроводов определяется проектом в соответствии с "Нормами отвода земель для магистральных трубопроводов" и "Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик" (справочное прил. 1).
    1.6. К производству работ подготовительного и основного периодов строительства должны допускаться люди, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по технике безопасности.
    1.7. При производстве строительно-монтажных работ должен осуществляться производителями работ строительных и специализированных организаций операционный контроль их качества (по всем технологическим процессам). Представители заказчика, а также представители органов государственного надзора производят выборочный контроль качества работ.

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

    2.1. Организация строительства магистральных трубопроводов должна базироваться преимущественно на поточном методе выполнения работ. В отдельных случаях (строительство отводов, перемычек, лупингов и т.д.) допускается выполнение этапов строительства (или всего комплекса работ) специализированными по видам работ подразделениями.
    2.2. При поточном строительстве основным технологическим подразделением должен являться комплексный технологический поток, работающий на правах генподрядной строительной организации.
    2.3. На правах субподряда совместно с комплексным технологическим потоком должны быть сформированы дорожный, транспортный и инженерно-технологический потоки, специализированные на выполнении отдельных законченных этапов строительства трубопроводов, а также другие специализированные строительные и обслуживающие подразделения.
    2.4. Взаимоотношения этапно специализированных подразделений должны осуществляться на основе внутреннего хозрасчета.
    2.5. Допускается одновременное ведение строительных работ комплексным технологическим потоком на двух или более трубопроводных объектах в пределах отведенных ему участков (при работе в едином энергетическом коридоре).

    3. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА

    3.1. В зависимости от организационной, технологической и экономической подготовки строительства трубопроводного объекта в подготовительном периоде следует выделять три этапа:
    организационный;
    мобилизационный;
    подготовительно-технологический.
    3.2. На организационном этапе должна быть рассмотрена и согласована проектно-сметная документация, необходимая для начала строительства данного трубопроводного объекта, проработаны вопросы комплектации и социального развития.
    На мобилизационном этапе должны выполняться внетрассовые подготовительные работы.
    На подготовительно-технологическом этапе следует выполнять вдольтрассовые подготовительные работы.
    3.3. Мероприятия, выполняемые на организационном этапе до начала строительно-монтажных работ, должны подразделяться на:
    мероприятия строительной организации;
    мероприятия по подготовке строительства конкретного объекта.
    3.4. Мероприятия строительной организации должны предусматривать развитие производственной базы, в том числе: комплектацию парка машин и механизмов, подготовку кадров, решение вопросов социального развития.
    3.5. Организационный этап инженерной подготовки строительного производства трубопроводного объекта должен включать следующие мероприятия:
    рассмотрение и приемку утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации;
    заключение договоров подряда-субподряда на капитальное строительство;
    открытие финансирования строительства;
    приемку трассы трубопровода от заказчика в натуре и получение разрешения на строительство;
    получение лесопорубочных билетов;
    разработку проектов производства работ.
    3.6. Основанием для строительства магистрального трубопровода должно служить наличие следующих документов:
    утвержденного проекта (рабочего проекта) и сводного сметного расчета стоимости строительства или выписок из них, когда строительство осуществляется несколькими генподрядными организациями;
    рабочих чертежей и утвержденных смет по рабочим чертежам (объектных и локальных);
    разрешения соответствующих ведомств и эксплуатационных служб на право выполнения строительно-монтажных работ;
    утвержденного проекта производства работ;
    оформленного финансирования в учреждениях Промстройбанка СССР (Госбанка СССР);
    оформленных договоров подряда-субподряда.
    3.7. При рассмотрении проекта (рабочего проекта) генподрядчик и субподрядные организации должны проверить соответствие разделов проекта организации строительства требованиям СНиП 1.02.01-85, СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства".
    3.8. Оформление договоров подряда-субподряда должно осуществляться в соответствии с положениями правил о договорах подряда.
    3.9. Материально-техническое снабжение строительства линейной части трубопровода должно осуществляться в соответствии с Постановлением СМ СССР от 28.09.70 г. № 810.
    3.10. При сдаче трассы заказчик обязан создать геодезическую разбивочную основу для строительства и не менее чем за 10 дней до начала выполнения строительно-монтажных работ передать поэтапно подрядчику техническую документацию на нее и закрепленные на полосе строительства пункты основы в соответствии со СНиП 3.01.03-84 "Геодезические работы в строительстве".
    Одновременно с приемкой трассы трубопровода должна быть осуществлена приемка оси линии технологической связи.
    3.11. При приемке трассы имеющиеся расхождения в проекте и в натуре должны быть оформлены актами и в месячный срок скорректированы в технической документации.
    3.12. В процессе сдачи-приемки трассы генподрядчик должен принять от заказчика документы на отвод земельных участков на период строительства трубопровода, разработку карьеров, копии лесопорубочных билетов, рабочую документацию.
    3.13. На мобилизационном этапе с учетом конкретных условий строительства должны выполняться следующие внетрассовые подготовительные работы:
    сооружение временных на период строительства жилых городков и объектов культурно-бытового назначения, баз централизованного технического обслуживания машин, сетей электро-, водо- и теплоснабжения, канализации, радио- и телефонной связи и системы диспетчерской связи, подъездных дорог, сварочных и изоляционных баз, складов, вертолетных площадок и причалов;
    приемка и складирование труб, материалов и оборудования;
    открытие карьеров;
    сварка труб в секции, изоляция в базовых условиях и изготовление криволинейных вставок.
    3.14. Вопросы выбора и сооружения подъездных дорог, а также организация работы транспорта должны быть решены в проекте организации строительства при разработке транспортных схем.
    3.15. Сварочные базы, как правило, должны располагаться при жилых городках. При сварочной базе размещают установку по холодному гнутью труб.
    3.16. Изоляционные базы должны сооружаться при сварочных базах для изоляции стыков на трубных секциях.
    3.17. Для хранения наиболее объемных строительных грузов - труб, трубных секций и железобетонных пригрузов должны устраиваться временные на период строительства склады, которые располагаются в пунктах разгрузки (прирельсовые), при сварочных базах (базовые), в различных точках трассы (трассовые склады). Количество различных видов складов должно быть обосновано транспортной схемой в составе проекта организации строительства.
    3.18. Площадки для приема вертолетов должны устраиваться при жилых городках, сварочных базах, в местах сосредоточенных работ (переходы рек, узлы подключения КС и НС), вблизи трассы согласно проекту организации строительства.
    3.19. На мобилизационном этапе должен быть создан запас труб не менее 50-80% всего запланированного количества, а в районах со сложными природно-климатическими условиями - 100%.
    3.20. Генеральный проектировщик должен обеспечить генподрядчика проектно-сметной документацией на "Временные здания и сооружения", куда входят полевые жилгородки, базы сварки, изоляции, технического обслуживания, а также их инженерное обеспечение. Он же осуществляет вместе с заказчиком отвод территорий под их размещение в соответствии с прил.2 СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства".
    3.21. Для доставки материалов на объекты должна быть использована преимущественно существующая дорожная сеть, а в необходимых случаях (если нет дорог) построены временные подъездные дороги.
    Существующие дороги (если это необходимо) следует отремонтировать и в дальнейшем поддерживать в рабочем состоянии.
    3.22. В зимний период для подъезда к строительным площадкам должны быть оборудованы зимние и ледовые дороги, ледовые переправы в соответствии с проектом.
    3.23. Проектная организация должна обеспечить генподрядчика документацией на дороги сезонного действия с указанием объемов работ, используемых конструкций и правил их эксплуатации.
    3.24. Для приемки грузов водным путем должны быть оборудованы временные причалы.
    Выбор конструкции причала обусловлен проектом.
    3.25. Взлетно-посадочные площадки для вертолетов, обусловленные проектом, должны сооружаться в соответствии с требованиями СНиП по строительству аэродромов.
    3.26. Для обеспечения строительных объектов привозным гравийно-песчаным материалом проектом должны быть предусмотрены карьеры.
    Начинать разработку карьера можно только после того, как он принят специальной комиссией. К акту приемки должны быть приложены:
    пояснительная записка;
    план карьера с указанием расположения скважин и шурфов;
    геологические разрезы.
    К разработке карьера следует приступать последовательно, по следующей схеме:
    вынос в натуру контура площади проектируемого карьера, а также контуров вспомогательных сооружений;
    устройство подъездных дорог к карьеру и другим производственным и бытовым сооружениям, предусмотренным проектом.
    3.27. На подготовительно-технологическом этапе должны выполняться первоочередные и совмещенные вдольтрассовые работы:
    восстановление закрепления оси трассы и пикетажа, детальная разбивка горизонтальных и вертикальных кривых, разметка строительной полосы, выноска пикетов за ее пределы;
    расчистка строительной полосы от леса и кустарника, корчевка пней;
    снятие и складирование в специально отведенных местах плодородного слоя почвы;
    планировка строительной полосы, уборка валунов, нависших камней, устройство полок на косогорах;
    осушение строительной полосы, ее промораживание и защита от промерзания в зависимости от условий строительства;
    строительство вдоль трассовых временных дорог и монтажных проездов;
    сварка труб в секции на полевой трубосварочной базе;
    изготовление гнутых отводов (кривых);
    поддержание дорог в работоспособном состоянии;
    изоляция (или футеровка при необходимости) секций труб в базовых условиях на трассе;
    вывозка на трассу трубных секций, кривых, балластных грузов;
    устройство защитных ограждений, обеспечивающих безопасность производства работ.
    3.28. Генподрядчик принимает в соответствии с требованиями СНиП 3.01.03-84 "Геодезические работы в строительстве" созданную заказчиком геодезическую разбивочную основу и техническую документацию на нее.
    3.29. Закрепление трассы должно быть выполнено силами и средствами генподрядной организации в соответствии со СНиП по геодезическим работам и по правилам производства работ.
    3.30. После планировки рельефа трассы, срезки грунта или устройства полок в горной местности знаки разбивки оси трассы также должны быть закреплены.
    3.31. Вид и конструкция осушительных сооружений, зависящие от конкретных гидрогеологических условий участка, должны быть указаны в проекте и согласованы с землепользователями.
    Осушение на трассе должно сводиться к следующим мероприятиям:
    устройству боковых, отводных, нагорных и дренажных канав;
    строительству водопропускных и водоотводных сооружений, которые служат для отвода поверхностных вод и понижения уровня грунтовых вод;
    строительству подземного дренажного трубопровода;
    устройству вертикальных иглофильтров на небольших участках (переходы через дороги).
    На участках с плывунными грунтами через каждые 50-60 м по створу будущей траншеи должны устраиваться водопонизительные колодцы глубиной по 3,5-4 м для откачки из них воды насосами.
    3.32. Перед началом работ по планировке строительной полосы необходимо расчистить ее от валунов и камней.
    Планировку трассы в условиях барханных и грядоячеистых песков следует осуществлять путем срезки барханов и отсыпки грунтов в межбарханные впадины за пределами строительной полосы.
    Планировочные работы на участках трассы, которые проходят через местность с подвижными песками, следует выполнять непосредственно перед началом строительно-монтажных работ.
    На заболоченных участках трассы в зоне проезда и работы машин и на полосе устройства основания под трубопровод при наземной прокладке планировку следует выполнять в основном путем засыпки неровностей привозным грунтом, не допуская срезки и нарушения верхнего торфяного покрова болота.
    3.33. Расчистка трассы от леса и кустарника должна быть выполнена в границах строительной полосы и других местах, установленных проектом. К расчистке леса приступают после получения специального разрешения - лесорубочного билета (ордера).
    3.34. Перед началом строительных работ в горных районах необходимо удалить нависные камни и скалы, провести защитные противообвальные и противооползневые мероприятия, срезать крутые склоны, установить средства якорения механизмов.
    2.35. На участках со слабым и просадочным естественным основанием необходимо предусматривать противодеформационные мероприятия с учетом местных мерзлотно-грунтовых, гидрогеологических, геоморфологических и других природных условий, в том числе: устройство основания из дренирующих грунтов, рациональное размещение водопропускных сооружений и устройств; устройство берм на подтопляемых участках и др.
    При наличии в полосе отвода кустарника и неделовой древесины последние следует использовать в основании дорог.
    3.36. Защитные ограждения должны возводиться на рабочих площадках согласно проекту.
    3.37. Приемку законченных инженерно-подготовительных работ следует выполнять к моменту начала последующих видов работ. На все отклонения от проектных решений должны быть составлены акты.
    3.38. Все подготовительные работы при сооружении линейной части магистральных трубопроводов, их организация, а также величины охранных зон должны соответствовать требованиям "Правил охраны магистральных трубопроводов", утвержденных Постановлением СМ СССР от 12.04.79 г. № 341, а также "Инструкции по производству строительных работ в охранных зонах магистральных трубопроводов" .

    4. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА
    Земляные работы

    4.1. Способы производства земляных работ на строительстве магистральных трубопроводов определяются проектом и регламентируются требованиями СНиП по земляным сооружениям, основаниям и фундаментам, а также настоящим разделом ВСН.
    4.2. Земляные работы должны производиться с обеспечением требований качества и с обязательным пооперационным контролем всех технологических процессов.
    4.3. Параметры земляных сооружений (ширина траншеи или насыпи, глубина выемки, высота насыпи, крутизна откосов) определяются проектом (рабочими чертежами) в соответствии с требованиями СНиП по проектированию.
    4.4. К началу работ по рытью траншеи должны быть получены:
    письменное разрешение на право производства земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций, выданное организацией, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций;
    проект производства земляных работ;
    наряд-задание экипажу экскаватора (если работы выполняются совместно с бульдозерами и рыхлителями, то и машинистам этих машин) на производство работ.
    4.5. Перед разработкой траншеи следует воспроизвести разбивку ее оси.
    4.6. Основание траншеи должно быть выровнено в соответствии с проектом.
    4.7. Разработка траншеи должна производиться одноковшовым экскаватором:
    на участках с выраженной холмистой местностью (или сильнопересеченной), прерывающейся различными ( в том числе водными) преградами;
    на участках кривых вставок трубопровода;
    при работе в мягких грунтах с включением валунов;
    на участках повышенной влажности;
    в обводненных грунтах (на рисовых полях и орошаемых землях);
    в местах, где возможно или нецелесообразно использовать роторный экскаватор;
    на участках, определенных проектом.
    4.8. На участках со спокойным рельефом местности, на отлогих возвышенностях, на мягких подножьях и на мягких затяжных склонах гор работы могут производиться роторным траншейным экскаватором.
    Для разработки широких траншей с откосами (в сильно обводненных, сыпучих, неустойчивых грунтах) должны применяться одноковшовые экскаваторы, оборудованные драглайном.
    4.9. Траншеи с вертикальными стенками без крепления должны разрабатываться в грунтах естественной влажности с нарушенной структурой при отсутствии грунтовых вод на следующую глубину, м:
    в насыпных песчаных и гравелистых грунтах - не более 1;
    в супесях - не более 1,25;
    в суглинках и глинах - не более 1,5;
    Для рытья траншей большей глубины необходимо устраивать откосы различного заложения в зависимости от состава грунта и его влажности в соответствии с требованиями СНиП по магистральным трубопроводам.
    В глинистых грунтах, переувлажненных дождевыми, снеговыми (талыми) и другими водами, крутизна откосов котлованов и траншей должна быть уменьшена до величины угла естественного откоса. Это уменьшение производитель работ обязан оформить актом. При разработке лёссовидных и насыпных грунтов должно предусматриваться крепление стенок.
    При образовании трещин у бровки траншеи работы должны быть прекращены. На участках, где производятся неотложные работы, допускается делать местное уменьшение крутизны откосов.
    4.10. Параметры траншеи в местах переходов через препятствия и подземные коммуникации, а также котлованов под технологические узлы определяются проектом.
    4.11. При обнаружении подземных коммуникаций, не значащихся в проектной документации, земляные работы должны быть прекращены, а их дальнейшее продолжение согласовано представителем заказчика с эксплуатирующей организацией с привлечением проектных институтов.
    4.12. Грунт, вынутый из траншеи, следует укладывать в отвал с одной (левой по направлению работ) стороны траншеи на расстоянии не ближе 0,5 м от края, оставляя другую сторону свободной для передвижения транспорта и производства прочих работ.
    4.13. Для обеспечения устойчивости стенок траншеи при ведении работ в малоустойчивых грунтах роторными экскаваторами последние должны быть оборудованы специальными откосниками.
    4.14. Глубокие траншеи (глубина которых превышает максимальную глубину копания экскаватора данной марки) должны разрабатываться экскаваторами в комплексе с бульдозерами.
    4.15. При проведении земляных работ в скальных грунтах на равнинной местности вскрышной слой грунта (при мощности его менее проектной глубины разрабатываемой траншеи) должен сниматься бульдозерами на всю глубину до обнажения скального грунта.
    На участках с толщиной мягкого грунтового слоя 10-15 см и не менее его можно не удалять.
    При шарошечном бурении зарядных шпуров и скважин снимать мягкий грунт следует только с целью его сохранения или использования для устройства постели или присыпки трубопровода.
    4.16. Снятый грунт следует укладывать на берме траншеи. Отвал разрыхленного скального грунта должен располагаться за отвалом грунта вскрыши.
    4.17. Рыхление скальных и мерзлых грунтов должно производиться преимущественно способами короткозамедленного взрывания, при котором зарядные скважины (шпуры) следует располагать по квадратной сетке.
    В исключительных случаях применения мгновенного способа взрывания скважины (шпуры) следует располагать в шахматном порядке.
    4.18. Взрывные работы должны проводиться таким образом, чтобы скальная порода была разрыхлена до проектных отметок траншеи.
    В равной мере это относится и к устройству полок взрывным способом.
    При рыхлении грунта взрывным методом куски разрыхленного грунта не должны превышать 2/3 размера ковша экскаватора, предназначенного для его разработки. Куски больших размеров разрушают накладными зарядами.
    4.19. Для предохранения изоляционного покрытия от повреждения при укладке трубопровода и его последующей засыпке должны быть выполнены специальные мероприятия, обусловленные проектом.
    4.20. При прохождении трассы трубопровода в горной местности по крутым продольным уклонам должна производиться их планировка путем срезки грунта и уменьшения угла подъема. Эти работы выполняются по всей ширине полосы отвода бульдозерами, которые, срезая грунт, передвигаются сверху вниз и сталкивают его к подножию склона вне пределов строительной полосы. Траншея должна быть выкопана не в насыпном грунте, а в материковом. Устройство насыпи возможно только в зоне прохода транспортных машин.
    4.21. При прохождении трассы по склону с поперечной крутизной более 8° должна устраиваться полка (рис. 1).



    Рис. 1. Схема поперечного разреза полки:
    1 - полувыемка; 2 - уступы для устойчивости полунасыпи; 3 - полунасыпь; 4 - нагорная водоотводная канава;
    5 - траншея для трубопровода

    4.22. Для устойчивости полки ее отрывают с уклоном в 3-4% в сторону косогора.
    4.23. На участках с поперечным уклоном до 15° разработку выемок под полки в нескальных и разрыхленных скальных грунтах следует производить поперечными проходами бульдозеров перпендикулярно к оси трассы (рис. 2). Доработка полки и ее планировка производятся продольными проходами бульдозера с послойной разработкой грунта и перемещением его в полунасыпи.



    Рис. 2. Схема разработки полок на склонах поперечными проходами бульдозера

    Разработка грунта при устройстве полок на участках с поперечным уклоном до 15° может выполняться также продольными проходами бульдозера по схеме, приведенной на рис. 3. Бульдозер вначале производит срезку и разработку грунта у линии перехода полувыемки в полунасыпь. После срезки грунта в призме I и перемещения его в насыпную часть полки разрабатывается грунт в призме II, а затем в призмах III и IV - до полной разработки профиля полувыемки.



    Рис. 3. Схема разработки полок на склонах продольными проходами бульдозера:
    I, II, III, IV - призмы разработанного грунта

    При больших объемах земляных работ допускается использовать два бульдозера, разрабатывающие полки с двух сторон продольными проходами навстречу друг другу.
    4.24. На участках с поперечным уклоном более 15° для разработки разрыхленного или нескального грунта при устройстве полок следует применять одноковшовые экскаваторы, оборудованные прямой лопатой. Экскаватор разрабатывает грунт в пределах полувыемки и отсыпает его в насыпную часть полки (рис. 4). В процессе первоначальной разработки полки его необходимо якорить бульдозером или трактором. Окончательная доработка и планировка полки производится бульдозером.


    Рис. 4. Схема разработки полок экскаватором

    4.25. При устройстве полок и рытье траншей в горной местности рыхление неразборной скалы возможно осуществлять тракторными рыхлителями или буровзрывным способом.
    4.26. Способы бурения шпуров и скважин, а также методы заряжения и взрывания зарядов при устройстве полок в горных районах и траншей на полках аналогичны способам, применяемым при разработке траншей в скальных грунтах на равнинной местности.
    4.27. Земляные работы по разработке траншей на полках должны вестись с опережением вывозки труб на трассу.
    Траншеи на полках в мягких грунтах и сильно выветривающихся скальных породах должны разрабатываться одноковшовыми и роторными экскаваторами без рыхления.
    На участках с плотными скальными грунтами перед разработкой траншеи грунт рыхлят взрывным способом.
    Землеройные машины при разработке траншей должны перемещаться по тщательно спланированной полке; при этом одноковшовые экскаваторы, оборудованные обратной лопатой, могут перемещаться так же, как и при сооружении траншей в скальных грунтах на равнинной местности, по настилу из металлических или деревянных щитов.
    4.28. Отвал грунта из траншеи должен размещаться у бровки откоса полувыемками, с правой стороны полки по ходу разработки траншеи. Если отвал грунта располагается в зоне поезда, то грунт планируют по полке и утрамбовывают бульдозерами.
    4.29. Разработку траншей на участках трассы с продольными уклонами до 15°, если нет поперечных косогоров, следует выполнять одноковшовым экскаватором без специальных предварительных мероприятий. При работе на продольных уклонах от 15 до 36° должна быть осуществлена предварительная анкеровка экскаватора. Число анкеров и метод их закрепления следует определять расчетом в соответствии с проектом производства работ.
    4.30. На продольных уклонах до 22° разработка грунта одноковшовым экскаватором допускается в направлении как снизу вверх, так и сверху вниз по склону.
    На участках с уклоном более 22° допускается вести работы при прямой лопате только в направлении сверху вниз по склону ковшом вперед по ходу работ, а при обратной лопате - только сверху вниз по склону ковшом назад по ходу работ.
    Разработку траншей на продольных уклонах до 36° в грунтах, не требующих рыхления, следует производить одноковшовыми или роторными экскаваторами; в предварительно разрыхленных грунтах - одноковшовыми экскаваторами.
    Работа роторных экскаваторов разрешается на продольных уклонах до 36° при движении их сверху вниз. При уклонах от 36° до 45° применяется анкеровка экскаваторов.
    Работа одноковшовых экскаваторов при продольном уклоне свыше 22° и роторных экскаваторов при уклоне свыш...