Новости
|
|
ПБ 10-157-97 Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков
Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 1997 г. N 44
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ КРАНОВ - ТРУБОУКЛАДЧИКОВ"
Госгортехнадзор России постановляет:
утвердить Правила устройства и безопасной эксплуатации
кранов - трубоукладчиков.
Заместитель Начальника
Госгортехнадзора России
Н.Н.КАРНАУХ
Утверждены
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 20 ноября 1997 г. N 44
ПРАВИЛА
УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
КРАНОВ - ТРУБОУКЛАДЧИКОВ
ПБ 10-157-97
Разработаны и внесены Управлением по котлонадзору и надзору за
подъемными сооружениями.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с
Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" и распространяются на все организации
независимо от их организационно - правовых форм и форм
собственности.
1.2. Правила устанавливают требования к проектированию,
устройству, изготовлению, ремонту, реконструкции и эксплуатации
трубоукладчиков, их узлов и механизмов, а также грузозахватных
органов и приспособлений.
1.3. Настоящие Правила распространяются на:
1) гусеничные краны - трубоукладчики;
2) пневмоколесные краны - трубоукладчики;
3) съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты,
траверсы, троллейные подвески и т.п.).
1.4. Настоящие Правила не распространяются на трубоукладчики,
не оснащенные стрелой и предназначенные для укладки труб
бестраншейным способом.
1.5. Основные термины и определения, применяемые в целях
использования настоящих Правил, приведены в Приложении А. Перечень
нормативной документации и международных стандартов, действующих в
России, приведен в Приложении Б. Разработку нормативной
документации на краны - трубоукладчики должны осуществлять
головные научно - исследовательские организации (Приложение В).
2. Проектирование
2.1. Общие требования
2.1.1. Разработку проектов на изготовление кранов -
трубоукладчиков, их узлов, механизмов и приборов безопасности
должны выполнять головные научно - исследовательские и
специализированные организации, имеющие лицензию (разрешение)
органов Госгортехнадзора РФ.
2.1.2. Проектирование и изготовление трубоукладчиков,
предназначенных для эксплуатации в районах с расчетной
температурой ниже -40° C, должны осуществляться в исполнении УХЛ
(ХЛ) по ГОСТ 15150.
2.1.3. Грузоподъемность и момент устойчивости, а также
габариты крана - трубоукладчика должны соответствовать
государственным стандартам, техническим условиям, а в случае их
отсутствия должны быть установлены нормативными документами.
Примечание. УХЛ исполнение для работы в макроклиматическом
районе с умеренным, холодным климатом;
ХЛ исполнение для работы только в холодном климате.
2.1.4. Конструкция крана - трубоукладчика должна обеспечивать
собственную устойчивость крана - трубоукладчика без нагрузки на
крюке на поперечном уклоне рабочей площадки 10 градусов в сторону
противоположную стреле, при откинутом противовесе и максимально
поднятой стреле с расчетным коэффициентом запаса собственной
устойчивости не менее 1,15.
Допускается оценка собственной устойчивости крана -
трубоукладчика углом собственной устойчивости, определенной без
нагрузки на крюке при полностью откинутом противовесе и
максимально поднятой стреле. Угол собственной устойчивости должен
быть не менее двукратного угла уклона рабочей площадки.
2.1.5. Расчет на устойчивость крана - трубоукладчика должен
производиться для различных комбинаций нагрузок, характеризующих
следующие условия продольной и поперечной устойчивости крана -
трубоукладчика в рабочем и нерабочем состояниях:
- при работе с грузом в рабочем состоянии крана -
трубоукладчика (грузовая устойчивость);
- при отсутствии груза в рабочем и нерабочем состояниях
крана - трубоукладчика (собственная устойчивость);
- при обрыве груза, т.е. внезапном снятии нагрузки на крюке;
- при действии испытательной нагрузки.
Расчет устойчивости кранов - трубоукладчиков должен
производиться в соответствии с нормативной документацией головных
научно - исследовательских организаций, согласованной с
Госгортехнадзором России.
2.1.6. Конструкция механизмов кранов - трубоукладчиков должна
обеспечивать:
- подъем (опускание) крюка;
- подъем (опускание) стрелы;
- увеличение (уменьшение) длины стрелы - для кранов -
трубоукладчиков с телескопической стрелой;
- совмещение операций по изменению высоты подъема и вылета
крюка;
- совмещение операций подъема (опускания) крюка с увеличением
(уменьшением) длины стрелы - для кранов - трубоукладчиков с
телескопической стрелой;
- откидывание и придвижение противовеса с переменным вылетом.
Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть
выполнены так, чтобы опускание груза или стрелы осуществлялось
только от работающего двигателя.
2.1.7. Механизмы кранов - трубоукладчиков, оборудованные
кулачковыми, фрикционными или другими механическими
приспособлениями для их включения или переключения скоростей
рабочих движений, должны быть устроены таким образом, чтобы
самопроизвольное включение или расцепление механизма было
невозможно. У лебедок подъема груза и стрелы, кроме того, должна
быть исключена возможность отключения привода без наложения
тормоза.
2.1.8. В узлах механизмов кранов - трубоукладчиков, передающих
крутящий момент, должны применяться шлицевые, шпоночные и болтовые
соединения.
2.1.9. Болтовые, шпоночные и клиновые соединения кранов -
трубоукладчиков должны быть предохранены от произвольного
развинчивания или разъединения.
2.1.10. Легкодоступные находящиеся в движении части крана -
трубоукладчика, которые могут быть причиной несчастного случая,
должны быть закрыты прочно укрепленными металлическими съемными
ограждениями. Обязательно должны быть ограждены:
- зубчатые цепные и червячные передачи;
- муфты;
- тормоза грузоподъемных механизмов;
- карданные валы.
2.1.11. Стрела крана - трубоукладчика должна быть установлена
с левой стороны по ходу машины.
Крепление осей шарниров стрелы в проушинах должно исключать
возможность их самопроизвольного выпадения и проворачивания в этих
проушинах. Выдвижные секции стрелы должны быть оборудованы
надежными стопорными устройствами (фиксаторами).
2.1.12. Металлоконструкции и металлические детали кранов -
трубоукладчиков должны быть предохранены от коррозии.
В коробчатых и трубчатых металлоконструкциях кранов -
трубоукладчиков, работающих на открытом воздухе, должны быть
предусмотрены меры против скопления в них влаги.
2.1.13. Блочные обоймы канатных полиспастов кранов -
трубоукладчиков должны быть устроены так, чтобы было исключено
самопроизвольное спадание и заклинивание каната между блоком и
обоймой.
2.1.14. При применении сдвоенного полиспаста установка
уравнительного блока или балансира обязательна.
2.1.15. Грузовой полиспаст гусеничного крана - трубоукладчика
должен быть установлен так, чтобы его канаты имели возможность
отклонения полиспаста от вертикали в поперечной и продольной
плоскости на угол не менее 30 градусов.
2.1.16. У кранов - трубоукладчиков с гидравлическим приводом
должен быть обеспечен автоматический останов и фиксация для
механизмов подъема стрелы и груза при разрыве трубопроводов или
падении давления в гидросистеме.
2.1.17. На кранах - трубоукладчиках, оснащенных выдвижными
(телескопическими) стрелами, механизмы изменения угла наклона и
длины стрелы, которые приводятся от одного насоса через
гидрораспределитель с параллельным подводом гидравлической
жидкости, должна быть установлена блокировка, исключающая
одновременное включение этих механизмов.
2.1.18. Гидросистема кранов - трубоукладчиков должна
соответствовать требованиям ГОСТ Р 50046 и обеспечивать
возможность контроля давления в каждом рабочем контуре и
возможность замены гидроагрегатов, шлангов, фильтров без слива
рабочей жидкости из баков, а также в случаях, предусмотренных
техническим заданием, контроль температуры рабочей жидкости, ее
уровня и загрязненности фильтров.
2.1.19. Предохранительные клапаны кранов - трубоукладчиков
должны быть отрегулированы на давление, обеспечивающее проведение
статических и динамических испытаний кранов - трубоукладчиков.
2.1.20. Коммуникации для подачи и слива рабочей жидкости
должны быть устроены таким образом, чтобы исключалась утечка
жидкости во время работы или бездействия механизмов. Применяемые в
гидроприводе гибкие шланги должны быть надежны и защищены от
возможных механических повреждений.
2.1.21. Краны - трубоукладчики должны быть оборудованы
устройствами для буксировки.
2.1.22. За качество проекта, изготовления, монтажа,
реконструкции, ремонта кранов - трубоукладчиков, их узлов,
механизмов и приборов безопасности, а также за соответствие их
настоящим Правилам несет ответственность организация, выполнявшая
соответствующую работу.
2.2. Грузозахватные органы
2.2.1. Грузовые кованые и штампованные крюки должны
изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 2105 и другой
нормативной документации. Размеры и основные параметры кованых и
штампованных крюков должны приниматься в зависимости от типа крюка
и рода привода грузоподъемной машины по ГОСТ 6627 и ГОСТ 6628.
Допускается применение грузовых крюков кранов -
трубоукладчиков грузоподъемностью более 20 т меньших размеров и
массы при условии обеспечения возможности использования
грузозахватных приспособлений (траверсы, захваты и т.п.).
Замки предохранительные для однорогих крюков климатического
исполнения У, УХЛ (ХЛ) по ГОСТ 15150, применяемых в кранах -
трубоукладчиках общего назначения, должны соответствовать
требованиям ГОСТ 12840.
2.2.2. Крюки грузоподъемностью свыше 3 т должны быть
установлены на подшипниках качения.
2.2.3. Крепление крюка должно исключать самопроизвольное
свинчивание гайки, для чего она должна быть укреплена стопорной
планкой. Стопорение гайки посредством штифтов, шплинтов и
стопорного болта не допускается.
2.2.4. Грузовые крюки кранов - трубоукладчиков должны быть
снабжены предохранительным замком, предотвращающим
самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного
приспособления.
2.2.5. На грузовых кованых и штампованных крюках должны быть
нанесены обозначения в соответствии с ГОСТ 2105 или ГОСТ 12840. На
пластинчатых крюках обозначения должны соответствовать ГОСТ 6619.
2.2.6. Крюки должны устанавливаться на траверсах для
свободного их поворота в вертикальной плоскости.
2.3. Канаты
2.3.1. Стальные канаты, применяемые на кранах -
трубоукладчиках в качестве грузовых и стреловых, должны отвечать
действующим государственным стандартам и иметь сертификат или
копию сертификата предприятия - изготовителя канатов об их
испытании в соответствии с ГОСТ 3241. При получении канатов, не
снабженных сертификатом, они должны быть подвергнуты испытанию в
соответствии с указанными стандартами.
Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их
испытании, к использованию не допускаются.
2.3.2. Крепление и расположение канатов на кранах -
трубоукладчиках должны исключать возможность спадания их с
барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с
элементами конструкций или с канатами других полиспастов.
2.3.3. Петля на конце каната при креплении его на кране -
трубоукладчике, сопряженная с кольцами, крюками и другими
деталями, должна быть выполнена с применением:
- ковша с заплеткой свободного конца каната или установкой
зажимов;
- стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением
клином;
- путем заливки легкоплавким сплавом;
- или другим способом в соответствии с нормативной
документацией.
Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и
клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться
канат.
2.3.4. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно
соответствовать указанному в табл. 1.
Таблица 1
ЧИСЛО ПРОКОЛОВ КАНАТА ПРЯДЯМИ ПРИ ЗАПЛЕТКЕ
-----------------------------T-----------------------------------¬
¦ Диаметр каната, мм ¦ Минимальное число проколов ¦
¦ ¦ каждой прядью ¦
+----------------------------+-----------------------------------+
¦ до 15 ¦ 4 ¦
+----------------------------+-----------------------------------+
¦ от 15 до 28 ¦ 5 ¦
+----------------------------+-----------------------------------+
¦ от 28 до 60 ¦ 6 ¦
L----------------------------+------------------------------------
Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным
числом ее проволок (половинным сечением пряди).
Допускается последний прокол делать половинным числом прядей
каната.
Количество зажимов определяется при проектировании, но должно
быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного
конца каната за последним зажимом должны быть не менее шести
диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться на свободный
конец каната.
2.3.5. Крепление каната к барабану должно производиться
надежным способом, допускающим возможность замены каната. В случае
применения прижимных планок количество их должно быть не менее
двух.
Длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане
должна быть не менее двух диаметров каната. Изгибать свободный
конец каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки,
составляющем не менее трех диаметров каната, не разрешается.
2.3.6. Выбор стальных канатов должен производиться согласно
проектной документации.
При проектировании, а также перед установкой на кран -
трубоукладчик, канаты должны быть проверены расчетом по формуле:
2.3.6.1. Fo > S x Zp,
где Fo - разрывное усилие каната в целом (H), принимаемое по
сертификату;
Zp - минимальный коэффициент использования каната (минимальный
коэффициент запаса прочности каната K = 2);
S - наибольшее натяжение ветви каната (H), указанное в
паспорте крана - трубоукладчика.
Если в сертификате или свидетельстве об испытании каната дано
суммарное разрывное усилие, то усилие S должно быть определено
умножением суммарного разрывного усилия на 0,83 K = 4.
2.4. Барабаны и блоки
2.4.1. Минимальный диаметр барабанов, блоков и уравнительных
блоков, огибаемых стальными канатами, определяется по формуле:
D1 >= h1 x d, D2 >= h2 x d, D3 >= h3 x d,
где d - диаметр каната, мм;
D1, D2, D3 - диаметры соответственно барабана, блока и
уравнительного блока со средней линией навитого каната, мм;
h1, h2, h3 - коэффициенты выбора диаметров соответственно
барабана, блока и уравнительного блока (h1 = 16, h2 = 16, h3 =
14).
2.4.2. Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при
наинизшем возможном положении грузозахватного органа на барабане
оставались навитыми не менее полутора витков каната или цепи, не
считая витков, находящихся под зажимным устройством.
2.4.3. Барабаны кранов - трубоукладчиков под однослойную
навивку каната должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки
глубиной не менее половины диаметра каната или снабжаться
устройством, обеспечивающим правильную укладку каната на барабане.
2.4.4. Барабаны с канавками, предназначенные для многослойной
завивки каната, должны иметь реборды с обеих сторон барабана.
Барабаны с канавками, предназначенные для однослойной навивки
двух ветвей каната, ребордами могут не снабжаться, если ветви
навиваются от краев барабана к середине. При однослойной навивке
на барабан с канавками одной ветви каната реборда может не
устанавливаться со стороны крепления каната на барабане.
Реборды барабана для каната должны возвышаться над верхним
слоем навитого каната не менее чем на два его диаметра.
2.4.5. При многослойной навивке каната на барабан должна быть
обеспечена правильная укладка каждого слоя.
2.4.6. Блоки стреловых и грузовых полиспастов должны иметь
устройство, исключающее выход каната из ручья блока.
Зазор между указанным устройством и ребордой блока должен быть
не более 20% от диаметра каната.
2.4.7. На гусеничных кранах - трубоукладчиках грузовой
полиспаст образуется между подвижной обоймой (подвеской крюка) и
подвесной обоймой, подвешиваемой к оголовку стрелы на шарнирном
устройстве, обеспечивающий поворот этой обоймы в вертикальных
плоскостях вдоль и поперек хода крана - трубоукладчика.
2.4.8. Изготовление блоков стрелового и грузового полиспастов
из чугунного литья не допускается.
2.5. Тормоза и муфты
2.5.1. Механизм подъема груза и изменения вылета стрелы
крана - трубоукладчика должны быть снабжены тормозами нормально -
закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода
и автоматически замыкающимися при его выключении.
2.5.2. У механизмов подъема груза, изменения вылета и
телескопирования стрелы, привод которых осуществляется
гидроцилиндрами, должно быть предусмотрено устройство, исключающее
возможность опускания груза или стрелы при падении давления в
гидросистеме.
2.5.3. У механизмов подъема груза и изменения вылета с
управляемыми муфтами включения механизмов должны применяться
управляемые тормоза нормально закрытого типа, сблокированные с
муфтой включения с целью предотвращения произвольного опускания
груза или стрелы.
2.5.4. Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть
снабжены тормозами, имеющими неразмыкаемую кинематическую связь с
барабанами.
2.5.5. Тормоз механизма подъема груза и стрелы кранов -
трубоукладчиков должен обеспечивать тормозной момент с учетом
коэффициента запаса торможения не менее 1,75.
2.5.6. Тормоза механизмов подъема и изменения вылета крюка при
применении винтовых пружин должны замыкаться усилием пружин
сжатия, расположенных в гильзах, или снабжены центрирующим
стержнем.
2.5.7. Ходовой механизм крана - трубоукладчика должен
оснащаться стояночным тормозом.
2.5.8. Тормоза механизмов подъема гусеничного крана -
трубоукладчика должны обеспечивать поддержание крюка и стрелы при
действии в грузовом и стреловом полиспастах максимальных нагрузок
в фиксированных по высоте и вылету положениях.
2.5.9. Тормоз механизма подъема крюка должен оснащаться
устройством, позволяющим в случае выхода из строя привода
произвести его отключение с целью опускания груза на землю.
2.6. Противовесы
2.6.1. При применении на кранах - трубоукладчиках противовеса
с переменным вылетом должна быть обеспечена их надежная фиксация
(крепление) как в конечных, так и в любом из промежуточных
положениях, в том числе на поперечных уклонах.
2.6.2. Противовес с переменным вылетом должен быть оснащен
приводом, позволяющим откидываться и придвигаться на уклонах
10 градусов в сторону стрелы и противоположную сторону.
2.7. Приборы и устройства безопасности
2.7.1. Краны - трубоукладчики должны быть оборудованы
устройствами для автоматической остановки:
а) механизм подъема крюка в его крайних вернем и нижнем
положениях;
б) механизм изменения вылета крюка в крайних положениях
стрелы.
2.7.2. Концевые выключатели, устанавливаемые на кране -
трубоукладчике, должны включаться так, чтобы была обеспечена
возможность движения механизма в обратном направлении.
2.7.3. Концевой выключатель механизма подъема груза должен
быть установлен так, чтобы после остановки грузозахватного органа
зазор между ним и упором был не менее 200 мм.
2.7.4. Краны - трубоукладчики для предупреждения их
опрокидывания должны быть оборудованы ограничителем
грузоподъемности (ограничителем грузового момента), автоматически
отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае
подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для
данного вылета более чем на 10%.
После действия ограничителя грузоподъемности должно быть
возможно опускание груза или включение других механизмов для
уменьшения грузового момента.
2.7.5. У кранов - трубоукладчиков, грузоподъемность которых
изменяется с изменением вылета стрелы, должен быть предусмотрен
указатель грузоподъемности, соответствующий установленному вылету.
Шкала (табло) указателя грузоподъемности должна быть отчетливо
видна с рабочего места машиниста.
2.7.6. В кабине или на неповоротной раме крана -
трубоукладчика должны быть установлены указатели наклона крана -
трубоукладчика (кренометры, сигнализаторы), шкала которых должна
быть градуирована на угол не менее 15 градусов.
2.7.7. Краны - трубоукладчики должны быть снабжены звуковым
сигнальным прибором.
2.7.8. Кран - трубоукладчик должен быть оборудован
устройством, предохраняющим стрелу от запрокидывания.
2.7.9. Кран - трубоукладчик должен быть оборудован
устройством, исключающим пуск двигателя при включенной передаче.
Пуск двигателя должен производиться из кабины.
2.8. Механизмы и аппараты управления
2.8.1. Аппараты управления крана - трубоукладчика должны быть
выполнены и установлены таким образом, чтобы управление было
удобным и не затрудняло наблюдение за грузозахватным органом и
грузом.
2.8.2. Количество рычагов управления механизмами, место их
размещения относительно продольной оси крановщика (машиниста)
должны соответствовать проектам и нормативной документации. Зоны
расположения рычагов должны соответствовать ГОСТ 27258.
2.8.3. Направление перемещения рычагов управления механизмами
подъема и изменения вылета крюка и длины стрелы должно
обеспечивать:
- при перемещении вперед (от себя) или вниз - опускание крюка
и стрелы, а также увеличение длины стрелы;
- при перемещении назад (к себе) или вверх - подъем крюка и
стрелы, а также уменьшение длины стрелы.
2.8.4. Рычаги управления крана - трубоукладчика должны
отвечать требованиям ГОСТ 12.2.064.
2.8.5. Усилия на рычагах управления крана - трубоукладчика по
ГОСТ 12.2.011.
2.9. Кабина и пульт управления
2.9.1. Все краны - трубоукладчики должны быть оборудованы
кабиной и пультом управления в соответствии с требованиями
ГОСТ 12.2.120. В кабине должен быть обеспечен свободный доступ к
расположенному в ней пульту управления и оборудованию.
2.9.2. Кабина управления и пульт управления крана -
трубоукладчика должны быть расположены так, чтобы крановщик
(машинист) мог наблюдать за зацепкой груза, а также за
грузозахватным органом и грузом в зоне работы крана -
трубоукладчика.
2.9.3. Конструкция кабины и ее расположение должны исключить
при работе крана - трубоукладчика возможность удара груза или
грузозахватного органа о кабину.
2.9.4. Кабина крана - трубоукладчика должна иметь сплошное
ограждение со всех сторон и сплошное верхнее перекрытие,
защищающее крановщика (машиниста) от воздействия неблагоприятных
метеорологических факторов. Световые проемы кабины должны быть
выполнены из небьющегося (безосколочного) стекла.
2.9.5. Остекление кабины должно быть выполнено так, чтобы
имелась возможность производить очистку стекол как изнутри, так и
снаружи, или должно быть предусмотрено устройство для их очистки.
В кабинах кранов - трубоукладчиков следует устанавливать
солнцезащитные щитки.
2.9.6. Дверь для входа в кабину может быть распашной или
раздвижной и должна быть оборудована устройством для ее запирания.
2.9.7. Кабины должны быть оборудованы стационарным сидением
для крановщика (машиниста), устроенным и размещенным так, чтобы
можно было сидя управлять аппаратами и вести наблюдение за грузом.
Должна быть предусмотрена возможность регулирования сидения по
высоте и в горизонтальной плоскости для удобства обслуживания
аппаратов управления.
2.9.8. Кабина крана - трубоукладчика должна быть выполнена и
оборудована таким образом, чтобы в ней был обеспечен надлежащий
температурный режим и обмен воздуха в соответствии с нормативной
документацией. В кабине на пульте управления должны быть нанесены
символы выполнения рабочих операций.
2.9.9. Специальные требования к кабине крана - трубоукладчика
должны быть отражены в техническом задании.
2.10. Грузозахватные приспособления
2.10.1. Проектирование грузозахватных приспособлений (стропов,
захватов траверс, троллейных подвесов и т.п.) должно производиться
специализированными организациями, имеющими разрешение (лицензию)
органов госгортехнадзора в соответствии с требованиями настоящих
Правил и нормативных документов.
2.10.2. Проектирование и изготовление грузовых стропов общего
назначения должно производиться в соответствии с требованиями
нормативного документа "Стропы грузовые общего назначения,
требования к устройству и безопасной эксплуатации" (РД-10-33-93),
утвержденного Госгортехнадзором России 20.10.93.
2.10.3. Расчет стропов из стальных канатов должен
производиться с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их к
вертикали (приложение 4).
При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько
ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным
90 градусов. При расчете стропов, предназначенных для
определенного груза, может быть принят фактический угол.
При расчете стропов коэффициент запаса прочности канатов
должен приниматься не менее 6. Конструкция многоветвевых стропов
должна обеспечивать равномерное натяжение всех ветвей.
2.10.4. Расчет стропов из пеньковых, капроновых,
хлопчатобумажных канатов (лент) должен производиться с учетом
числа ветвей канатов и угла наклона их к вертикали. При этом
коэффициент запаса прочности должен быть не менее 8.
2.10.5. Пеньковые и хлопчатобумажные канаты, применяемые для
изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 483, ГОСТ 1088 и
другой нормативной документации.
2.10.6. Заплетка петли у пенькового или хлопчатобумажного
каната должна иметь не менее двух полных и двух половинных
пробивок и должна быть оклетнована.
2.10.7. Применение для изготовления стропов синтетических и
других материалов допускается в соответствии с нормативной
документацией.
3. Изготовление, реконструкция, ремонт кранов -
трубоукладчиков и грузозахватных приспособлений
3.1. Изготовление
3.1.1. Краны - трубоукладчики должны быть изготовлены в
соответствии с техническим заданием, проектами, техническими
условиями, государственными и отраслевыми стандартами, нормами и
Правилами Госгортехнадзора России.
3.1.2. Краны - трубоукладчики и их узлы, механизмы и приборы
безопасности должны изготовляться на предприятиях, располагающих
техническими средствами и квалифицированными специалистами,
обеспечивающими изготовление в полном соответствии с требованиями
настоящих Правил, и имеющих разрешение (лицензию) органов
госгортехнадзора.
Разрешение выдается в порядке, установленном Методическими
указаниями по выдаче специальных разрешений (лицензий) на виды
деятельности, связанными с обеспечением безопасности при
эксплуатации объектов котлонадзора и подъемных сооружений
РД 49-94, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России N 6
от 31.01.94. Номер и дата разрешения на изготовление кранов -
трубоукладчиков, а также наименование органа госгортехнадзора,
выдавшего разрешение, должны быть указаны в паспорте крана -
трубоукладчика.
3.1.3. Руководящие работники и специалисты, связанные с
изготовлением кранов - трубоукладчиков, их металлоконструкций,
узлов, механизмов и приборов безопасности, должны пройти проверку
знаний настоящих Правил, норм и ин...
|