О проекте Контакты
Жалобы в УФАС
Охрана труда
Трудовое право
Доверенности
Договора
Новости


25.05.2015
Арбитражный суд признал банкротом турфирму "Роза ветров ...

25.05.2015
Главу арбитражного суда Самарской области лишили статуса ...

25.05.2015
Арбитражный суд взыскал с ЧЭМК 450 тысяч рублей в пользу ...

25.05.2015
Арбитражный суд Петербурга сегодня продолжит ...

15.04.2015
«Мечел» предложил Сбербанку конвертировать часть долга в акции

15.04.2015
«Мечел» не предлагал ВТБ конвертировать долг в акции

22.03.2015
Юникредит банк намерен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом ОАО «Группа Е4»

23.03.2015
АкадемРусБанк признан банкротом

23.03.2015
Арбитражный суд отказался обанкротить проблемную страховую компанию «Северная казна» за 5,6 тыс. рублей долга

13.10.2014
Суд разъяснил права миноритариев «Башнефти» на операции с акциями


Правила и нормы техн. экпл. жилищного фонда


    Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.



    Утверждены:
    приказом Государственного
    комитета РФ по жилищной
    и строительной политике
    от 26.12.97г. № 17-139

    Государственный комитет Российской Федерации
    по жилищной и строительной политике

    ГУП Академия коммунального хозяйства им К.Д.Памфилова

    ПРАВИЛА И НОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
    ЖИЛИЩНОГО ФОНДА


    Авторы: Авдеев В.В., Лопаткин Н.Т., Чернышов Л.Н., Персиянцева Т.В. (Госстрой РФ), Пивоваров В.Ф., Вавуло Н.М., Великанов В.П., Фаликов В.С., Короткова 3.В., Булгакова Л.В., Абашева Т.И., Песня В.Ю. (Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова), Донсков С.В. (Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства), Коган Б.С., Ефимова М.Н., Коршунова И.С. (МПС), Ройтман А.Г. (МПС "Жилище"), Нотенко С.Н. (Администрация Московской области), Попов В.Л. (ГПП ЖКХ).
    Руководитель авторского коллектива: к.т.н. Н.М.Вавуло (ГУП АКХ им. К.Д.Памфилова)


    Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда представляют основной руководящий документ по организации технического обслуживания жилищного фонда всех форм собственности.
    Приведены основные положения, требования и условия по технической эксплуатации жилищного фонда, содержанию помещений, строительных конструкций, инженерного оборудования и территорий домовладения по текущему и капитальному ремонту. Даны нормативы организации и технической эксплуатации и ремонта, технологические условия выполнения работ.
    С введением в действие настоящих Правил утрачивают силу Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Минжилкомхозом 5 января 1989 г. (М. Стройиздат. 1990г.).
    Данные Правила разработаны Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова. Переизданию, перепечатке и размножению без разрешения Академии им. К.Д. Памфилова не подлежат.
    Правила и нормы могут служить основой для формирования региональных документов по эксплуатации жилищного фонда, учитывающих особенности застройки, природно-климатических условий, износа жилых домов и других местных факторов.
    После принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации будут внесены необходимые изменения в данный нормативный документ.
    Предназначены для работников жилищного хозяйства, занимающихся технической эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилищного фонда.

    1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

    Настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищною фонда определяют требования к состоянию жилых домов, конструкциям, инженерному оборудованию; требования и условия по технической эксплуатации жилищного фонда, инженерного оборудования, территорий домовладений, текущему и капитальному ремонтам.
    Правила являются нормативным документом, регламентирующим взаимоотношения между подрядчиком (организацией по обслуживанию и содержанию жилищного фонда) и собственником жилья.
    Эксплуатационные организации, являясь подрядчиком у собственников жилищного фонда, выполняют работы в соответствии с имеющимися договорами, при этом приоритетными являются работы, обеспечивающие надежность, устойчивость и безопасное обслуживание жилья.
    Данные Правила являются основой для формирования региональных документов по эксплуатации жилищного фонда, учитывающих особенности застройки, природно-климатические условия, износ жилых домов и другие местные факторы.
    1.1. Настоящие правила определяют порядок обслуживания (содержания и ремонта) жилищного фонда с целью:
    • защиты законных прав и интересов потребителей в жилищной сфере - собственников, нанимателей и арендаторов - юридических лиц (далее арендаторов) жилых помещений;
    • обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности - частной (юридических и физических лиц), государственной и муниципальной;
    • проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;
    • обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
    1.2. Согласно Закону Российской Федерации Об основах федеральной жилищной политики": жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, домаинтернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодных для проживания.
    По видам собственности жилищный фонд подразделяется на:
    а) частный жилищный фонд:
    • фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ собственников жилья, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;
    • фонд, находящийся в собственности юридических лиц (частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом;
    б) государственный жилищный фонд:
    • ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;
    • фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также неведомственный фонд, находящийся в хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
    в) муниципальный жилищный фонд:
    • фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.
    1.3. Жилые и нежилые помещения в жилом доме, находящиеся в собственности двух или нескольких физических и (или) юридических лиц принадлежат им на праве общей собственности в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
    1.4. Осуществляя предусмотренные гражданским законодательством права по владению, пользованию и распоряжению жильем, собственники жилищного фонда обеспечивают:
    • порядок учета жилищного фонда и использование жилых помещений в соответствии с принятыми нормами и правилами;
    • правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы (нанимателей, арендаторов и собственников недвижимости в жилищной сфере, застройщиков, исполнителей работ, агентов по купле-продаже, аренде и обмену жилья, а также страховых компаний и оценщиков стоимости недвижимости);
    • контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере;
    • регулирование порядка передачи объектов федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность;
    1.5. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органами местного самоуправления осуществляется:
    • владение, пользование и распоряжение объектами жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности непосредственно или через службу заказчика (уполномоченного управляющего);
    • содержание и использование муниципального жилищного фонда к нежилых помещений;
    • управление объектами коммунального обслуживания и благоустройства, относящимися к муниципальной собственности;
    • контроль экологической безопасности коммунального обслуживания. организация утилизации и переработки бытовых отходов.
    1.6. Граждане, неправительственные, общественные организации и иные добровольные объединения нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений в домах всех форм собственности имеют право участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью реализации гарантированных прав и свобод граждан в пределах, предоставленных территориальному общественному самоуправлению законодательством, участвовать в конкурсном отборе организаций-подрядчиков по обслуживанию жилищного фонда.
    1.7. Собственник или уполномоченный им орган независимо от формы собственности для обеспечения обслуживания жилищного фонда выполняет следующие функции:
    • контроль и учет состояния и использования жилищного фонда;
    • организация и непосредственное выполнение обслуживания и ремонта, в которые входят:
    • текущее техническое содержание здания и его инженерного оборудования, санитарное содержание зданий и придомовых территорий;
    • обеспечение коммунальными услугами по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению (канализации), электроснабжению, газоснабжению, а также иными услугами (теле-, радиооборудования, вывоза твердых бытовых отходов и др.);
    • текущий ремонт строительных конструкций, элементов зданий, инженерного оборудования общего назначения, придомовых территорий;
    • капитальный ремонт (комплексный всего дома или выборочный отдельных строительных конструкций, элементов здания, инженерного оборудования, придомовых территорий);
    • приемка в эксплуатацию вновь строящихся и отремонтированных жилых зданий;
    • контроль за соблюдением нанимателем, арендатором или собственником жилого помещения в многоквартирном доме нормативных требований по пользованию жилым помещением, коммунальными и иными услугами, а также иных обязательств в соответствии с договором найма, аренды или обслуживания;
    • контроль за арендаторами нежилых помещений в жилых домах за соблюдением настоящих Правил и иных нормативных документов, определяющих порядок пользования помещениями и инженерным оборудованием, а также обязательств по договору аренды.
    1.8. Наниматели, арендаторы, собственники жилых помещений в многоквартирных домах имеют право на получение коммунальных услуг установленного договором качества, содержание и ремонт жилого дома в соответствии с настоящими Правилами и договором, а также производить работы по улучшению комфортности проживания. При этом на работы, связанные с заменой (увеличением числа) отопительных приборов, перепланировкой квартиры, устройством подполий на балконах и лоджиях 1-вых этажей, установкой, не предусмотренного типовым проектом или дополнительного санитарно-технического оборудования, необходимо получить соответствующее разрешение.
    Установка более совершенных типов оконных, дверных блоков, остекление лоджий и балконов может осуществляться по решению органов местного самоуправления самостоятельно.
    1.9. Наниматели, арендаторы и собственники жилых помещений в многоквартирных домах несут ответственность за поддержание жилого помещения, жилого дома и придомовой территории в надлежащем состоянии; они обязаны своевременно производить текущий ремонт жилого помещения, участвовать денежными средствами в проведении текущих и капитальных ремонтов многоквартирных домов, включая жилые помещения, инженерное оборудование.
    1.10. Государственный учет жилищного фонда
    1.10.1. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10.02.85 г. № 136 "О порядке государственного учета жилищного фонда" государственному учету жилищного фонда по единой системе подлежат жилые помещения, жилые дома, специализированные жилые дома (общежития, дома гостиничного типа. дома маневренного фонда, специализированные дома для одиноких и престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания, независимо от форм собственности, в том числе служебные жилые помещения.
    1.10.2. Государственный учет жилищного фонда включает:
    • размеры домовладения;
    • адресный учет;
    • учет технического состояния;
    • учет условий проживания, в том числе социальные нормы площади жилья.
    1.10.3. Первичный учет жилищного фонда должен проводиться органами местного самоуправления и представляться в местные органы государственной статистики в сроки, установленные Госкомстатом России. Органы местного самоуправления должны осуществлять регистрацию и техническую инвентаризацию жилищного фонда в городах, поселках и сельских населенных пунктах независимо от форм собственности на жилые здания.
    1.10.4. Учет технического состояния определяется по физическому износу зданий и их конструкций в соответствии с Правилами оценки физического износа жилых домов (ВСН 53-86 (р)).
    1.10.5. Непригодность жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания устанавливается в соответствии с действующим Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания.
    1.10.6. Учет жилищных условий проживания граждан осуществляется органами местного самоуправления для обеспечения социальных гарантий и поддержки социально незащищенных слоев населения.
    1.10.7. Передачу жилищного фонда в муниципальную собственность, муниципального жилищного фонда в управление уполномоченным юридическим лицам (организациям любых организационно-правовых форм) следует производить по договору с приложением актов сдачи-приемки и технического состояния жилых домов, связанных с ними инженерных сооружений и сетей, элементов благоустройства с внесением соответствующих изменений в технический паспорт.
    Характер и порядок работ по осмотру следует принимать как и при очередном осмотре.
    Вместе с жилищным фондом обязательной передаче подлежит техническая документация. При отсутствии технической документации должностные лица, передающие жилищный фонд, обязаны принять меры к ее получению, восстановлению или составлению недостающих документов.
    1.11. Обязательная техническая документация долговременного хранения.
    1.11.1. В состав технической документации длительного обязательного хранения входит:
    • план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
    • проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
    • акты приемки жилых домов от строительных организаций;
    • схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
    • паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
    • паспорта лифтового хозяйства;
    • паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
    • исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
    1.11.2. Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
    1.11.3. В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят:
    • сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
    • акты технических осмотров;
    • журналы заявок жителей;
    • протоколы измерения сопротивления электросетей.
    1.12. Приемка в эксплуатацию вновь строящихся и отремонтированных жилых зданий.
    1.12.1. Приемка в эксплуатацию законченных строительством новых и после реконструкции или капитального ремонта жилых многоквартирных домов независимо от форм их собственности должна производиться комиссией в соответствии с требованиями действующего Положения о приемке законченных строительством объектов на территории Российской Федерации, СНиП 3.01.04-87, ВСН 42-85 (р).
    Принятые в эксплуатацию новые, реконструируемые, капитально отремонтированные жилые дома должны соответствовать требованиям СНиП 2.08.01-89*.
    1.12.2. Собственник жилого дома-новостройки или реконструированного, капитально отремонтированного до принятия его в эксплуатацию должен заключить договор на обслуживание, в соответствии с "Положением о договорных отношениях в жилищно-коммунальном хозяйстве", разработанным институтом экономики ЖКХ и утвержденным приказом Минстроя России от 20.08.96 г. № 17-113, с последующим привлечением представителей обслуживающей организации к работе в комиссии.
    Приемку в эксплуатацию домов-новостроек, реконструированных и капитально отремонтированных домов целесообразно производить с применением инструментальных методов контроля состояния конструкций и оборудования.
    1.12.3. Недоделки и дефекты, обнаруженные в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или капитально отремонтированных жилых домов, допущенные по вине строительных и ремонтно-строительных организаций (подрядчиков) должны быть устранены ими за свой счет по требованию собственника жилья или обслуживающей организации в течение гарантийного срока со дня приемки жилых домов в эксплуатацию.
    1.12.4. Наличие дефектов, требующих устранения, устанавливается актом заказчика, собственника (либо уполномоченного органа), представителей обслуживающей и проектной организаций. В случае неявки представителя подрядчика для согласования и подписания акта собственник или его представитель в 5-дневный срок составляют односторонний акт, копия которого направляется подрядчику. Ответственность за соблюдение сроков, в течение которых могут быть предъявлены претензии подрядчику, несут собственники или их представители, организации по обслуживанию жилищного фонда. Акт с указанием обнаруженных недоделок и дефектов должен быть официально передан строительной или ремонтно-строительной организации до истечения гарантийного срока.
    В случае не выполнения указанных в акте работ в установленные сроки подрядчик должен возместить убытки, понесенные заказчиком либо уполномоченным им лицом в соответствии с действующим законодательством.
    1.12.5. Собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
    1.12.6. Заселение вновь построенных, реконструированных и капитально отремонтированных жилых домов производится в установленном порядке.
    1.13. Условия и порядок перепланировки помещений и повышения благоустройства жилых домов.
    1.13.1. Переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения разрешения межведомственной комиссии местного органа исполнительной власти на основании утвержденных проектов, согласованных с соответствующими заинтересованными организациями.
    Переоборудование жилых помещений включает в себя: перенос нагревательных, сантехнических и газовых приборов; устройство и переоборудование туалетов, ванных комнат, вентиляционных каналов.
    К элементам перепланировки жилых помещений относятся: перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, устройство и переоборудование тамбуров.
    Порядок оформления документов о разрешении перепланировки помещений определяется органами местного самоуправления.
    1.13.2. Капитальный ремонт нежилых помещений в жилищном фонде нанимателями и арендаторами должен осуществляться за счет их средств по согласованию с собственником или его уполномоченным лицом (органом).
    1.13.3. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
    1.13.4. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры. не допускается.
    1.13.5. Для получения разрешения на переоборудование или перепланировку жилого дома, квартиры (комнаты) их собственник или по его поручению уполномоченный управляющий или наниматель (арендатор) по соглашению с собственником подают заявление в межведомственную комиссию местного органа исполнительной власти с приложением: поэтажных планов (а в необходимых случаях и выкопировки из генерального плана участка домовладения), заверенных бюро технической инвентаризации; проект переустройства; заключение организации, обслуживающей жилищный фонд; заключение территориального органа Госсанэпиднадзора, Госпожнадзора, Государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, а для товариществ собственников, кроме того, решения общего собрания Товарищества.
    1.13.6. Результаты работы межведомственной комиссии оформляются протоколом, в котором излагается сущность рассмотренного вопроса и утверждается проект переустройства здания и помещения. Заявителю надлежит выдавать выписку из протокола вместе с одним экземпляром проекта.
    Окончательное решение о возможности переоборудования или перепланировки жилого дома, квартиры (комнаты) принимается органом местного самоуправления и оформляется распоряжением главы администрации.
    Разрешения действительны в течение одного года со дня их выдачи до начала строительно-монтажных работ. Не осуществленные в течение этого срока работы могут быть выполнены после повторного рассмотрения межведомственной комиссии.
    1.13.7. Наниматель, арендатор или собственник жилого помещения в многоквартирном доме, допустивший самовольное переоборудование или перепланировку жилого дома, квартиры (комнаты), ведущие к нарушению конструктивных элементов или противопожарных устройств обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние. В случае невыполнения этого требования указанные работы производятся организацией. обслуживающей жилищный фонд, а стоимость работ взыскивается с нанимателя, арендатора или собственника жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
    1.13.8. Аварийное состояние жилого дома, его части, отдельных конструкций или элементов инженерного оборудования, вызванное несоблюдением нанимателем, арендатором или собственником жилого помещения соответствующих договоров, должно устраняться незамедлительно обслуживающей организацией с последующим взысканием с нарушителя затраченных средств, при необходимости в судебном порядке.
    1.14. Содержание и ремонт жилищного фонда.
    1.14.1. Собственник жилищного фонда непосредственно или через уполномоченные им органы выступает заказчиком на обслуживание жилых домов, а также тепло-, электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение (канализацию).
    1.14.2. Содержание и ремонт жилых домов может осуществляться организациями различных организационно-правовых форм, как правила на конкурсной основе на основании заключенного договора.
    1.14.3. Проведение конкурсов на право обслуживания жилых домов позволяет повысить требования к качеству содержания и ремонта жилых домов на основании минимальных стандартов качества, установленных субъектами Российской Федерации, а также определить стоимость работ.
    1.14.4. Проведение конкурса регламентируется "Примерным положением о порядке конкурсного отбора подрядчиков на обслуживание домов государственного и муниципального жилищных фондов", утвержденным приказом Минстроя России от 19.06.96 г. № 17-73.
    1.14.5. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным законодательным актам Российской Федерации в жилищной сфере могут быть следующие договоры:
    • договоры между собственниками жилищного фонда, предприятиями или учреждениями в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд, товариществами и другими объединениями собственников жилья, службой заказчика на жилищнокоммунальные услуги или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, осуществляющих обслуживание жилых домов и тепло-, электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение (канализацию) в соответствии с главой 37 Гражданского кодекса (договор подряда);
    • договоры найма между собственниками жилищного фонда и нанимателями жилых помещений в соответствии с главой 35 Гражданского кодекса (наем жилого помещения);
    • договоры обслуживания между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах и товариществами собственников жилья, службой заказчика на жилищно-коммунальные услуги или уполномоченными управляющими в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О товариществах собственников жилья".
    Примерные формы договоров приведены в "Положении о договорных отношениях в жилищно-коммунальном хозяйстве", разработанном Институтом экономики ЖКХ и утвержденном приказом Минстроя России от 20.08.96 г. № 17-113.
    1.14.6. Договоры на обслуживание (содержание, ремонт, предоставление коммунальных и иных услуг) жилищного фонда могут заключаться на весь комплекс работ (услуг) с одним подрядчиком (организацией-исполнителем) или несколькими, с разделением границ ответственности по выполняемым работам (оказываемым услугам).
    1.14.7 Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон. В целях обеспечения единой системы рекомендуется предусматривать в договорах:
    • объем работ (услуг);
    • гарантируемый исполнителем уровень качества, надежности и экологической безопасности оказываемых услуг и производимых работ;
    • обязательства заказчика по оплате работ (услуг, включая сроки и способ расчетов;
    • экономические санкции, применяемые к каждой из сторон в случае нарушения условий договора;
    • границы ответственности;
    • порядок изменения условий договора;
    • порядок прекращения действия договора.
    Кроме того, целесообразны следующие приложения:
    • адресный список жилых домов;
    • данные о придомовых территориях;
    • акты технического состояния жилых домов и придомовых территорий;
    • перечень, периодичность и объемы по содержанию и ремонту жилых домов, предельные сроки выполнения заявок жильцов;
    • график (периодичность) проведения обследований качества содержания и ремонта жилых домов;
    • годовая смета и калькуляция себестоимости работ по содержанию и ремонту жилых домов.
    Договор определяет экономическую и правовую основу взаимоотношений собственников жилищного фонда, выступающих в роли "заказчика" на обслуживание, и организациями, выполняющими функции "подрядчика", и позволяет увязать интересы собственника, обслуживающей организации и потребителей услуг - нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений.
    1.14.8. При заключении договора на обслуживание жилищного фонда целесообразно исходить из экономически обоснованного тарифа, обеспечивающего возмещение издержек на оказание тех или иных услуг и производство работ установленного качества, и установленного на данный период уровня покрытия затрат населением.
    В тариф на содержание и ремонт жилья включается норматив отчислений на капитальный ремонт жилых домов и плата за найм (для жилых помещений социального и коммерческого найма).
    Для покрытия затрат на жилищно-коммунальные услуги за счет средств населения, органы местного самоуправления утверждают:
    • тарифы, определенные исходя из экономически обоснованных затрат на предоставление услуг или выполнение работ, являющиеся основой для расчетов с подрядчиками (исполнителями);
    • тарифы, определенные исходя из предельного уровня платежей граждан (в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги) на соответствующий год, применяемые при расчетах с населением.
    При утверждении тарифов на электроэнергию и газ устанавливаются ограничения, определяемые региональными энергетическими комиссиями.
    Стоимость работ по договору или размер тарифа, устанавливаемый населению, может меняться при существенных изменениях обстоятельств заключения договора (повышение уровня минимальной заработной платы, изменение стоимости материальных и топливно-энергетических ресурсов, изменение системы налогообложения и т.д.).
    1.14.9. В целях защиты прав потребителей в договор целесообразно включить условия, гарантирующие:
    • возможность выполнения работ или предоставления услуг, соответствующих по качеству установленным требованиям, в соответствии с федеральными минимальными стандартами качества жилищно-коммунальных услуг;
    • ответственность исполнителей за нарушение порядка и условий выполнения и качества работ и предоставления услуг;
    • оплату выполненных работ или представленных услуг в соответствии с реально достигнутыми показателями.
    1.14.10. Контроль качества выполненных работ или оказанных услуг осуществляется заказчиком с участием, при необходимости, органов государственного надзора и контроля (Государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации и др.).
    1.14.11. В случае выполнения работы или предоставления услуг с отступлениями от условий договора подрядчик нес...