О проекте Контакты
Жалобы в УФАС
Охрана труда
Трудовое право
Доверенности
Договора
Новости


25.05.2015
Арбитражный суд признал банкротом турфирму "Роза ветров ...

25.05.2015
Главу арбитражного суда Самарской области лишили статуса ...

25.05.2015
Арбитражный суд взыскал с ЧЭМК 450 тысяч рублей в пользу ...

25.05.2015
Арбитражный суд Петербурга сегодня продолжит ...

15.04.2015
«Мечел» предложил Сбербанку конвертировать часть долга в акции

15.04.2015
«Мечел» не предлагал ВТБ конвертировать долг в акции

22.03.2015
Юникредит банк намерен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом ОАО «Группа Е4»

23.03.2015
АкадемРусБанк признан банкротом

23.03.2015
Арбитражный суд отказался обанкротить проблемную страховую компанию «Северная казна» за 5,6 тыс. рублей долга

13.10.2014
Суд разъяснил права миноритариев «Башнефти» на операции с акциями


ТСН 31-314-98 (МГСН 4.15-98)


    Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.



    МГСН 4.15-98

    СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

    МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
    И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд. арх. Тхор Э.А., архитектор Любомудрова К.И., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.), при участии МГЦ Госсанэпиднадзора (зав. отделом Синякова Д.В., санитарный врач Пронина Л.И.) и НИИ охраны здоровья детей и подростков РАМН (канд. медицинских наук Воронова Б.З., Белявская Б.И.)

    2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой.

    3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.)

    4. СОГЛАСОВАНЫ УГПС ГУВД г.Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Московским Комитетом образования, Мосгорэкспертизой, Москомархитектурой.

    5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Правительства Москвы от 5 мая 1998 г. N 361.


    1. Область применения

    1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 (см. раздел 2) для г. Москвы как дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории г.Москвы, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих Образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Требования настоящего документа не распространяются на Дома для детей-сирот раннего возраста (до 3-х лет) и Санаторные детские дома для детей-сирот, которые должны проектироваться по индивидуальным заданиям, содержащим помимо прочих соответствующие медицинские требования.
    1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию Образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.
    Пункты настоящих норм, отмеченные знаком #, являются обязательными.

    2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

    В настоящих нормах приведены ссылки на следующие нормативные документы:
    2.1. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения."
    2.2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения."
    2.3. СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
    2.4. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
    2.5. СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
    2.6. СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование".
    2.7. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".
    2.8. СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".
    2.9. ВСН 59-88 "Электооборудование жилых и общественных зданий".
    2.10. МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения".
    2.11. МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения".
    2.12. МГСН 1.01-97 "Временные нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы".
    2.13. МГСН 2.01-97 "Энергосбережения в зданиях".
    2.14. МГСН 3.01-96 "Жилые здания".

    3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    3.1. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в настоящих нормах обобщающе названы "Учреждениями". "Учреждения" предназначены для проживания, воспитания, обучения и обслуживания детей и подростков, лишенных попечения родителей или родственников.
    Планировка зданий и помещений, их обустройство и оборудование должны способствовать созданию в учреждении семейной обстановки.
    3.2. Рекомендуемая номенклатура типов "Учреждений", контингент проживающих, возраст воспитанников, вместимость учреждений приводится в таблице 3.1.
    При общей вместимости более 120 мест "Учреждение" должно состоять из отделений, включающих, кроме помещений проживания и питания, также помещения и первичного медицинского обслуживания.
    3.3. "Учреждения" обеспечивают воспитанникам следующие необходимые условия:
    - проживание;
    - питание;
    - воспитание и обучение;
    - культурно-массовое обслуживание;
    - медицинское обслуживание;
    - социальную адаптацию, профессиональную подготовку (в зависимости от индивидуальных склонностей и возможностей);
    - административно-бытовое обслуживание.
    Одной из главных задач функционирования "Учреждений" является воспитание личности, полноценного члена общества, его профессиональная подготовка,которая станет средством его существования, и психологическая подготовка его к самостоятельной жизни в обществе.
    #3.4. В "Учреждениях" предусматриваются следующие варианты комплектования групп детей:
    - в одновозрастных группах, с комплектацией групп и групп-классов из детей и подростков одного уровня развития и учебной подготовки;
    - в разновозрастных группах с комплектацией групп из детей разного возраста по принципу совместимости и образованием семей.
    Примечание. Как вариант, возможно комплектование "семей" из одновозрастных групп.
    #3.5. Количество этажей в зданиях следует принимать:
    - в Детских домах для дошкольников - не более двух;
    - в Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах - не более трех; если в состав учреждения входит дошкольное отделение, его следует располагать не выше второго этажа;
    - в Домах проживания молодежи- в соответствии с требованиями МГСН 3.01-96 "Жилые здания";
    - учреждения типа "Приемная семья", располагаемые в жилых зданиях по согласованию с органами Государственной противопожарной службы и органами Госсанэпиднадзора, допускается размещать на любом этаже. Предпочтительное размещение - на нижних этажах.

    Примечание.
    На затесненных территориях в Школах-интернатах число этажей может быть увеличено до четырех при условии устройства противодымной защиты путей эвакуации, устройства в здании автоматического пожаротушения и по согласованию в каждом конкретном случае с органами Государственной противопожарной службы.

    #3.6. Ширину лестничных маршей, также как и всех эвакуационных проходов следует принимать в соответствии с пожарной безопасностью зданий и сооружений. В учреждениях типа "Приемная семья", располагаемых в жилых зданиях, ширина лестничных маршей принимается в соответствии с нормами проектирования жилых зданий,но не менее 1,35 м.
    3.7. Необходимость мероприятий гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
    3.8. Высоту помещений следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89. Требования к инженерному оборудованию и другие требования, в том числе и пожарной безопасности, следует принимать в соответствии с нормами проектирования СНиП 2.08.02-89* и СНиП 2.04.01-85, СНиП 2.04.05-91, СНиП 21-01-97, ВСН 59-88, МГСН 2.01-97, а также другими нормативными документами,действующими на территории г. Москвы.
    #3.9. Требования к внутренней среде зданий следует принимать: в Детских домах для дошкольников и дошкольных отделениях Учебно-воспитательных комплексов - в соответствии с МГСН 4.07-96; в остальных учреждениях - в соответствии с МГСН 4.06-96; в учреждениях, раcсчитанных на проживание разновозрастных семей в помещениях квартирного типа следует учитывать требования обоих вышеуказанных документов. Во всех учреждениях следует учитывать требования СНиП 23-05-95.

    Примечание.
    В учреждениях типа"Приемная семья" требования к внутренней среде необходимо в каждом конкретном случае согласовывать с органами санитарного надзора.

    Таблица 3.1.

    Рекомендуемые номенклатура типов "Учреждений", контингент
    проживающих, возраст воспитанников, вместимость учреждений.

    N

    Наименование типов
    учреждений

    Контингент

    Возраст
    лет

    Вместимость
    мест


    1.


    Детские дома для дошкольников



    Дети-сироты


    3-7


    60-80

    2.

    Школы-интернаты для детей:


    Дети-сироты







    с нормальным интеллектом




    7-18

    100-120



    с задержкой умственного
    развития





    7-18

    80-120




    с нарушением умственного
    развития



    7-18

    80-100

    3.


    Учебно-воспитательные
    комплексы



    Дети и подростки-сироты с нормальным интеллектом


    3-18



    60-120



    4.


    Приемная семья


    Дети-сироты
    с нормальным
    интеллектом


    3-18


    4-8

    5.

    Дома проживания молодежи




    Молодежь,
    требующая
    постинтернатской социальной адаптации

    16-23



    60-80




    Примечания:
    1. В состав Школ-интернатов и Учебно-воспитательных комплексов допускается включать постинтернатские группы для подростков и молодежи в возрасте 16-23 лет, неприспособленных к самостоятельному проживанию и требующих социальной адаптации.
    2. Типологическая характеристика учреждений приводится в Приложении 1.

    4. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ

    #4.1. Площадь участка следует принимать, как правило, из расчета 50-60 кв.м на 1 место в учреждениях для дошкольников, а также в Домах для проживания молодежи и 100-120 кв.м на 1 место в учреждениях для школьников.

    Примечания:
    1. На затесненных территориях площадь участка может быть сокращена на 15-20%.
    2. Для учреждений типа "Приемная семья", располагаемых в жилых зданиях, специальный участок допускается не предусматривать. Дети данных учреждений могут пользоваться общей территорией жилого района.
    3. При расположении учреждений типа "Приемная семья" в первых этажах зданий при согласовании с органами архитектурного, санитарного и пожарного надзора допускается пристраивать открытые прогулочные террасы.

    *4.2. В составе территорий "Учреждений", за исключением учреждений типа "Приемная семья", должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны:
    а) зона проживания воспитанников с расположенными в ней игровыми площадками и теневыми навесами для отдельных групп детей, спортивными площадками;
    б) зона обслуживания, в которой размещается площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом;
    в) зона изолятора, приемного и карантинного отделения;
    г) хозяйственная зона, в которой в зависимости от конкретных условий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские помещения, ремонтные мастерские, овощехранилище и т.д..
    Примечания:
    1. В Домах проживания для молодежи зона изолятора, приемного и карантинного отделения не предусматриваются.
    2. На затесненных территориях для размещения хозяйственных, инженерных и подсобных помещений рекомендуется использовать подземное пространство, в том числе под зданиями при условии выполнения противопожарных требований, а также требований других действующих нормативных документов.

    #4.3. Площадь игровых площадок следует принимать 6-8 кв.м на одного ребенка из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50 % детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. Теневые навесы площадью 2 кв.м на 1 место должны примыкать к игровым площадкам и быть раcсчитаны на проведение игр в плохую погоду, а также на возможность проведения устных уроков для дошкольников и младших школьников. Теневые навесы должны иметь дощатый пол и должны быть закрыты с трех сторон, а открытой стороной ориентированы на солнечную сторону. Возможна организация игровых площадок и теневых навесов, общих на 2-3 группы.
    4.4. На игровых площадках рекомендуется предусматривать следующее оборудование:
    - для детей дошкольного и младшего школьного возраста - качели, качалки, грибки, домики, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столами для игр с песком, а также площадка для развития всех основных видов движения (для лазания, скатывания, перелезания);
    - для детей среднего и старшего школьного возраста - беседки и скамейки для отдыха и чтения, столы для игр.

    Примечания:
    1. Набор оборудования следует уточнять в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
    2. К песочным дворикам должен быть подведен летний водопровод для мойки игрушек после игр.

    4.5. На территории "Учреждений" предусматривается физкультурная площадка и спортивная площадки для игр в настольный теннис, волейбол,бадминтон, футбол и т.п.Эти площадки располагаются вблизи игровых площадок для детей среднего и старшего школьного возраста.
    Размеры спортивных площадок рекомендуется принимать: для настольного тенниса - 2,8х1,5 м; для волейбола - 9х18 м; для футбола - 40х60 м; для бадминтона - 13,5х6 м; для физической культуры - 80-100 кв. м. Набор площадок и их размеры определяются в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
    4.6. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны. Площадь зеленых насаждений следует принимать из расчета не менее 40% участка. Не допускается применение колючих и ядовитых растений.
    4.7. Вопросы размещения "Учреждений" в системе застройки населенных пунктов, удаление от промышленных объектов, транспортных магистралей и т.п., а также вопросы природоохранных мероприятий, следует решать в соответствии с градостроительными требованиями МГСН 1.01-97, СНиП 2.07.01-89* и других нормативных документов, действующих на территории г. Москвы.
    #4.8. Территория "Учреждений" должна быть ограждена, на участок должно быть предусмотрено не менее двух въездов с устройством дорог с твердым покрытием, запроектированным исходя из расчетной нагрузки от пожарных машин - 20 тонн на ось. Один из въездов должен быть хозяйственным. К зданию должны быть предусмотрены подъезды с двух противоположных сторон.
    #4.9. Изолятор (приемно-карантинное отделение) должен иметь подъездные пути, обеспечивающие возможность проезда пожарных машин и специального транспорта для эвакуации заболевших детей.
    #4.10. Расход воды на наружное пожаротушение должен приниматься не менее 100 л/с от 3-х пожарных гидрантов, установленных в радиусе не более 150 метров от зданий, при одновременном расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды. На стенах зданий и сооружений следует предусматривать светоуказатели пожарных гидрантов.
    4.11. В дополнение к требованиям настоящего документа при проектировании территорий "Учреждений" следует руководствоваться требованиями МГСН 4.07-96 и МГСН 4.06-96, а также СНиП 2.07.01-89*

    5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ
    РЕШЕНИЯМ

    5.1. В состав "Учреждений", за исключением учреждений типа "Приемная семья", входят следующие основные группы помещений:
    - помещения проживания детей и подростков;
    - помещения обслуживания (включающие помещения учебного, культурно-массового, медицинского, административно-бытового обслуживания, помещения профессиональной подготовки и социальной адаптации, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);
    - изолятор, приемно-карантинное отделение;
    - хозяйственные сооружения.

    Примечания.
    1. Состав помещений "Учреждений" уточняется заданием на проектирование.
    2. В Домах проживания молодежи изолятор (приемно-карантинное отделение) не предусматривается.
    3. В учреждениях типа "Приемная семья" предусматриваются помещения проживания, а также кухня и некоторые хозяйственные помещения в зависимости от местных условий (сарай, гараж, огород, теплица и т.п.).

    #5.2. Помещения проживания детей и подростков, а также помещения обслуживания следует размещать в отдельных корпусах или блоках, непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемым переходом.
    Отделения дошкольников и постинтернатские группы должны быть выделены в блоки или корпуса с отдельными входами и соответствующим зонированием участка.
    Группы семейного типа допускается размещать в отдельно стоящих коттеджах, раcсчитанных на одну или несколько семей.
    Учреждения типа "Приемная семья" разрешается размещать как в коттеджах,так и в квартирах многоэтажных жилых домов при согласовании в каждом конкретном случае с органами Государственного санитарного надзора и Государственной противопожарной службы.
    Изолятор, совмещенный с приемно-карантинным отделением, допускается располагать в отдельном корпусе или в изолированном блоке, примыкающем к корпусу помещений обслуживания, с отдельным входом.
    Хозяйственные сооружения (котельная, гараж, прачечная и др.)должны располагаться в отдельном блоке или отдельных корпусах, размещаемых в хозяйственной зоне с отдельным въездом.
    #5.3. Здания "Учреждений" следует проектировать не ниже 2 степени огнестойкости.
    Отдельные блоки проживания детей вместимостью до 120 мест каждый, непоcредственно примыкающие друг к другу, следует отделять противопожарными стенами 1 типа. Примечание. Учреждения типа "Приемная семья" при размещении их в малоэтажной застройке допускается размещать в зданиях 3 и 4 степени огнестойкости высотой не более одного этажа при согласовании с органами Государственного пожарного надзора.
    5.4. Помещения проживания проектируются следующих основных типов:
    - по типу дошкольных учреждений, когда раздевальная, групповая, спальня и туалетная образуют единый блок помещений;
    - по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров);
    - по квартирному типу, когда жилые помещения проектируются для группы детей, образующих семью(одновозрастную или разновозрастную).
    Примечания.
    1. Принципы проектирования жилых помещений для групп детей младшего школьного возраста могут приниматься как по типу детского сада, так и по типу коридорной системы.
    2. В Школах-интернатах,а также в Учебно-воспитательных комплексах могут быть приняты как коридорная система проживания, так и проживание по квартирному типу в расчете на одновозрастные или разновозрастные семьи. Выбор типа проживания определяется заданием на проектирование.

    #5.5. Численность детей и подростков в жилых группах следует принимать:
    - в дошкольных группах - 6-8 человек;
    - в группах-классах для детей школьного возраста с нарушениями умственного развития - 6-8 человек;
    - в остальных группах детей школьного возраста Школ-интернатов и учебно-воспитательных комплексов - 8-10 человек;
    - в учреждениях типа "Приемная семья" и "Учреждениях" с проживанием по квартирному типу - 4-8 человек;
    - в Домах проживания молодежи и постинтернатских группах - 16-20 человек.

    Примечания.
    1. Комплектование детей в жилых группах для дошкольников, а также младшего и среднего школьного возраста следует осуществлять в соответствии с организацией учебных классов(групп) с учетом количества, возраста, уровня подготовки, характера заболевания ребенка. Комплектование жилых групп подростков старшего школьного возраста и постинтернатских групп осуществляется исключительно из соображений совместимости, при этом комплектование классов не связано с комплектованием жилых ячеек.
    2. Численность групп детей с дополнительной умственной отсталостью(спецгруппы) может составлять 4-6 человек.
    3. Если в Школах-интернатах для детей с нарушениями умственного развития находятся дети, требующие коррекции,то для них должна быть предусмотрена возможность изоляции каждой жилой ячейки при запирании на ключ дверей между ними.

    5.6. Жилые помещения могут образовывать секции: для дошкольников - на 2-3 группы, для школьников - на 4-8 групп или групп-классов.
    В каждую секцию для дошкольников следует предусматривать отдельный вход. Допускается предусматривать общий вход для двух секций, расположенных на втором этаже.
    Входы в помещения жилых групп для детей школьного возраста могут быть предусмотрены или через отдельный вестибюль для одной-двух секций, или через главный вестибюль.
    Возможен вариант, когда в жилые группы для детей младшего школьного возраста входы предусматриваются через отдельные вестибюли для каждой секции, а для среднего и старшего школьного возраста - через главный вестибюль.
    Для постинтернатских групп, входящих в состав Школ-интернатов и Учебно-воспитательных комплексов, рекомендуется предусматривать вестибюль с самостоятельным входом.
    В Домах проживания молодежи предусматривается один из входов через вестибюль с постом дежурного.
    5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов, за исключением Домов проживания молодежи, организуются через раздевальные.
    В случае, если входы в группы жилых помещений для школьников предусматриваются через общий вестибюль, раздевальные предусматриваются при нем, они располагаются в открытых помещениях, выгороженных оборудованием. Допускается предусматривать общие раздевальные на 2-4 группы.
    В составе оборудования раздевальных предусматриваются сушильные шкафы для одежды и обуви с подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской одежды о обуви.

    Примечания.
    1. При вестибюлях необходимо предусматривать гардероб для посетителей и санитарные узлы для мужчин и женщин (по 1-2 очка) с умывальником в шлюзе.
    2. Устройство наружных входов в помещения жилых групп детей-дошкольников проектируются в соответствии с нормативными требованиями МГСН 4.07-96.

    5.8.В составе "Учреждений" предусматриваются комнаты для свидания детей с посетителями площадью 18-20 кв. м, со входом из вестибюля.
    5.9. В зависимости от принятого планировочного решения допускается предусматривать дополнительно отдельный вход в помещения административно-бытового обслуживания с вестибюлем 18-30 кв.м.
    #5.10.Вместимость спальных комнат в зависимости от типа проживания (п. 5.4.) следует принимать:
    - по типу дошкольных учреждений - 6-8 мест;
    - по типу коридорной системы для детей школьного возраста - 3-4 места (при наличии одной одноместной спальной комнаты с санитарным узлом на каждую группу), в постинтернатских группах и Домах проживания молодежи - 2-4 места;
    - по типу жилой квартиры для Школ-интернатов и Учебно-воспитательных комплексов - 2-4 места, для учреждений типа "Приемная семья - 1-4 места.
    5.11. Туалетные комнаты в жилых группах, проектируемых по типу дошкольного учреждения, размещаются смежно с групповой.
    Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут предусматриваться при каждой спальной комнате или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование.
    В группах, комплектуемых по семейному принципу, санитарные узлы предусматриваются общими на квартиру.
    Размещение, состав помещений и санитарного оборудования санитарных узлов в различных типах жилых помещений следует принимать в соответствии с Приложением 3.
    5.12. В "Учреждениях" питание организуется, как правило:
    - для детей дошкольного возраста - в групповой комнате;
    - для детей школьного возраста при коридорной системе проживания в общих столовых на секцию или на все учреждение;
    - при семейном проживании в Школах-интернатах или Учебно-воспитательных комплексах - или в общей столовой при кухне, или в общей комнате квартиры; в учреждениях типа "Приемная семья";
    - в общей комнате или в кухне-столовой.
    В Домах проживания молодежи общая столовая и кухня не предусматриваются, поскольку воспитанники готовят себе сами. Для этого в составе секций предусматривается кухня (см. Приложение 2). В состав учреждений рекомендуется включать буфет с подсобным помещением.
    Для дошкольников допускается предусматривать в составе секций специальную столовую с буфетной на 2-3 группы.
    Вариант организации питания определяется заданием на проектирование.
    #5.13. Расчетные показатели площади основных жилых помещений следует принимать не менее указанных в табл. 5.1.
    Рекомендуемые состав и площадь помещений жилых групп различных типов следует принимать в соответствии с Приложениями 4-6.
    #5.14. Наполняемость классов следует принимать:
    - в Школах-интернатах для детей с нарушениями умственного развития - 6-8 человек или 4-6 человек (см. п. 5.5.);
    - в остальных типах Школ-интернатов, а также Учебно-воспитательных комплексах - 8-10 человек для детей младшего и среднего школьного возраста и 16-20 человек для детей старшего школьного возраста.
    5.15. В "Учреждениях" учебный процесс для младшего школьного возраста может быть организован в помещениях учебно-игровых комнат жилой ячейки. В этом случае классы для детей этого возраста не предусматриваются, а в состав учебных помещений включаются только классы для учебных занятий детей среднего и старшего школьного возраста, а также кабинеты, требующие специального оборудования (физики, химии, биологии, компьютерной техники, иностранного языка т.п.), с лаборантскими, кабинеты социальной адаптации и профессиональной подготовки.
    Таблица 5.1.
    Расчетные показатели площади основных
    жилых помещений различных типов.

    N
    пп

    Наименование
    помещений

    Площадь
    помещений
    кв.м/место


    Примечания


    Проектируемых по типу дошкольных учреждений.

    1.

    Групповая

    3,2



    2.

    Спальная

    3,2




    Проектируемых по типу коридорной системы.

    3.




    Спальные комнаты:
    на 3-4 места


    5,0


    Если приготовление уроков предусматривается в спальных комнатах, их площади должны быть увеличены на 15-20%





    - на 2 места



    6,0


    Только в Домах проживания молодежи и постинтернатских группах Учебно-воспитательных комплексов




    - на 1 место

    8,0-9,0



    4.

    Учебно-игровые
    комнаты:










    - для детей младшего и среднего школьного возраста

    3,6


    Предусмотреть зону психологической разгрузки





    - для детей старшего школьного возраста


    3,2






    Проектируемых по типу жилой квартиры.


    5.


    Спальные комнаты
    на 2-4 места


    4,5-5,0


    По согласованию с органами Санитарного надзора разрешается применение откидных или раздвижных
    кроватей

    6.

    Комната "родителей"
    и воспитателей
    2 места

    5,0-6,0






    При семейной системе проживания классы, также как и все остальные учебные помещения , предусматриваются в едином блоке.
    Примечание.
    По согласованию с органами Образования допускается организовывать учебный процесс на площади учебно-игровых комнат жилой ячейки также и для детей среднего школьного возраста.

    5.16. Независимо от принципа организации учебного процесса, воспитанникам "Учреждений" должны быть обеспечены условия выполнения домашних заданий (или на площади учебно-игровых комнат или в спальных комнатах). Допускается предусматривать специальные помещения для этих целей.
    #5.17. Площадь классов и учебно-игровых комнат на 1 место следует принимать: - для детей младшего и среднего школьного возраста - 3,6 кв.м; - для детей старшего школьного возраста - 3,0 кв.м.
    В классах и учебно-игровых комнатах для детей младшего и среднего школьного возраста следует предусматривать зону психологической разгрузки, в которой следует располагать кушетку или кресло, а также шведскую стенку. Зону психологической разгрузки следует огораживать мебелью или экраном.
    5.18. При семейном проживании в Учебно-воспитательных комплексах в составе помещений учебного блока необходимо предусматривать учебно-игровые комнаты для детей-дошкольников (детсадовские группы) с раздевальной и туалетной.
    #5.19. В состав помещений учебно-профессиональной подготовки "Учреждений" всех типов следует включать лингофонные кабинеты с подсобными помещениями из расчета 1 кабинет на 8-10 мест на каждые 70-80 детей.
    #5.20. Кабинеты физики, химии, географии, математики, истории, литературы и русского языка, компьютерной техники следует предусматривать только для детей среднего и старшего школьного возраста из расчета на 1 место: физики и химии - 3,4 кв.м; в остальных кабинетах - 3,2 кв.м.
    При кабинетах следует размещать лаборантские или кладовые площадью 14-18 кв.м.

    Примечания.
    1. Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении, но при этом помещения лаборантских должны быть предусмотрены раздельными.
    2. Специальные кабинеты -географии, математики, истории, литературы и русского языка, не требующие стационарного оборудования, допускается не предусматривать, а занятия по этим предметам проводить в классах в составе блока учебных помещений или учебно-игровых комнатах, расположенных в составе жилых секций.

    #5.21. При помещениях учебно-профессиональной подготовки, расположенных в едином блоке, следует предусматривать рекреационные помещения из расчета 1,0-1,2 м2 на одно место в классе или кабинете.
    5.22. В Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах предусматриваются:
    - кабинет биологии-живой уголок 60-70 кв.м с лаборантской 18 кв.м;
    - компьютерный класс из расчета 6 м2 на 1 место с кладовой 16-18 кв.м;
    - кабинет черчения 36-54 кв.м с подсобным помещениям 14-16 кв.м;
    - кулинарный класс-кабинет социальной адаптации с комнатой приема гостей 70 кв.м и кладовой 10 кв.м;
    - класс парикмахерского дела 28-30 кв.м с подсобным помещением 10-12 кв.м;
    - комнату музыкальных занятий 36-40 кв.м с кладовой инструментов 18 кв.м;
    - класс рисования-изостудия 36-40 кв.м с кладовой 18 кв.м;
    - библиотеку с книгохранилищем и читальным залом 54-60 кв.м для детей с недостатками умственного развития, 80-100 кв.м в учреждениях остальных типов;
    - методический кабинет 24-30 кв.м;
    - кабинет заместителя директора по педагогической части 14-16 кв.м;
    - кабинет заведующего учебной частью 14-16 кв.м;
    - учительскую комнату 30-36 кв.м, которую можно совмещать с комнатой мастеров.
    5.23. В "Учреждениях" для детей школьного возраста рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1 место:
    - в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники 4,0-4,2 кв.м;
    - картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной - 5,0-5,6 кв.м.
    При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.
    Число мест в помещениях учебно-производственных ...