О проекте Контакты
Жалобы в УФАС
Охрана труда
Трудовое право
Доверенности
Договора
Новости


25.05.2015
Арбитражный суд признал банкротом турфирму "Роза ветров ...

25.05.2015
Главу арбитражного суда Самарской области лишили статуса ...

25.05.2015
Арбитражный суд взыскал с ЧЭМК 450 тысяч рублей в пользу ...

25.05.2015
Арбитражный суд Петербурга сегодня продолжит ...

15.04.2015
«Мечел» предложил Сбербанку конвертировать часть долга в акции

15.04.2015
«Мечел» не предлагал ВТБ конвертировать долг в акции

22.03.2015
Юникредит банк намерен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом ОАО «Группа Е4»

23.03.2015
АкадемРусБанк признан банкротом

23.03.2015
Арбитражный суд отказался обанкротить проблемную страховую компанию «Северная казна» за 5,6 тыс. рублей долга

13.10.2014
Суд разъяснил права миноритариев «Башнефти» на операции с акциями


ВСН 008-88 Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Противокоррозийная и тепловая изоляция


    Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.



    ВСН 008-88
    ________________
    Миннефтегазстрой

    ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

    СТРОИТЕЛЬСТВО МАГИСТРАЛЬНЫХ И ПРОМЫСЛОВЫХ
    ТРУБОПРОВОДОВ

    ПРОТИВОКОРРОЗИОННАЯ И ТЕПЛОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ


    Дата введения 1989-01-01


    РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ: Всесоюзным научно-исследовательским институтом по строительству магистральных трубопроводов (ВНИИСТ) Миннефтегазстроя - К.И.Зайцев - руководитель темы, канд. техн.наук; В.И.Булаев - ответственный исполнитель; Л.С.Прохорская - канд.техн.наук; А.И.Слуцкий; С.Г.Низьев - канд.техн.наук; Л.П.Семенов - канд.техн.наук; Г.И.Крус - канд.хим.наук; В.Б.Серафимович - канд.хим.наук; Т.С.Воронина - канд.хим.наук; В.И.Орехов - канд.техн.наук; А.А.Лейнова - канд.техн.наук; И.В.Газуко - канд.хим.наук; Л.В.Иванова - канд.хим.наук; В.А.Рублев - канд.техн.наук (СибНИПИгазстрой MНГC).

    Внесены Всесоюзным научно-исследовательским институтом по строительству магистральных трубопроводов (отдел изоляции трубопроводов и отдел базовой изоляции и теплоизоляции труб и соединительных деталей)

    СОГЛАСОВАНЫ: Госстрой СССР; Мингазпром СССР; Миннефтепром СССР; ССО "Южтрубопроводстрой"; ССО "Центртрубопроводстрой"; ССО "Арктикнефтегазстрой".

    ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ:

    Главным научно-техническим управлением Миннефтегазстроя - В.И.Рыжков, В.В.Кузнецов.

    УТВЕРЖДЕНЫ приказом Миннефтегазстроя от 1 декабря 1988 года № 332.


    С введением в действие "Строительства магистральных и промысловых трубопроводов. Противокоррозионная и тепловая изоляция" утрачивают силу:

    "Инструкция по применению импортных изоляционных полимерных лент и липких оберток" ;


    "Инструкция по применению отечественных полимерных изоляционных лент и оберточных материалов для изоляция трубопроводов" ;

    "Правила производства работ по изоляции труб и трубных секций мастичными покрытиями в базовых условиях" ;

    "Нанесение покрытия "Пластобит-40" на наружную поверхность магистральных трубопроводов при строительстве и капитальном ремонте" ;

    "Материалы изоляционные для защиты трубопроводов от коррозии. Номенклатура показателей" ОСТ 102-76-83.

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящие нормы распространяются на изоляционные работы при сооружении стальных магистральных и промысловых трубопроводов диаметром до 1420 мм включительно и устанавливают требования к технологии нанесения противокоррозионных и теплоизоляционных наружных покрытий.
    1.2. Изоляционные работы следует осуществлять в соответствии с требованиями проекта, СНиП 111-42-80, СНиП 2.05.06-85, СНиП 3.04.03-85, СНиП 2.03.11-85, ГОСТ 12.3.016-87, СНиП 111-4-80, СНиП 3.01.01-85, СНиП 2.014-88, ГОСТ 25812-83 и ГОСТ 16381-77 и настоящих норм.
    1.3. Тип и конструкции защитных покрытий трубопроводов принимаются в соответствии с проектом и приведены в приложении 1.
    1.4. Сложность конструктивных решений промысловых трубопроводов, суровые природно-климатические условия северных районов требуют максимального использования нанесения противокоррозионной и тепловой изоляции на трубы (или секции) в заводских и базовых условиях.
    1.5. Материалы и изделия, применяемые для изоляционных работ, определяются проектом и должны соответствовать требованиям научно-технических документов (НТД) на них. Вновь разработанные материалы для изоляции, в том числе и импортные, вводятся в практику строительства трубопроводов в установленном порядке постановки продукции на производство.

    2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОТИВОКОРРОЗИОННЫХ
    РАБОТ В ТРАССОВЫХ УСЛОВИЯХ

    Технология изоляционных работ в трассовых условиях включает:
    подготовку изоляционных материалов;
    сушку или подогрев изолируемой поверхности;
    очистку;
    нанесение грунтовки и (или) покрытия;
    контроль качества покрытия.
    Изоляционные покрытия должны наноситься, как правило, механизированным способом, обеспечивающим проектную толщину изоляционного слоя и его сплошность. Очистку и нанесение грунтовки на трубопроводы следует производить в зависимости от диаметра трубы соответствующими самоходными очистными машинами типа ОМ.
    Изоляцию следует наносить в зависимости от диаметра трубы и вида покрытия соответствующими самоходными машинами типа ИМ для битумных покрытий или типа комбайна ОМП для ленточных покрытий.
    Нанесение изоляционного покрытия на влажную поверхность труб во время дождя, тумана, снега и сильного ветра не разрешается.

    2.1. Подготовка изоляционных материалов
    Грунтовки битумно-полимерные

    2.1.1. Битумно-полимерные грунтовки изготовляются в заводских условиях и рекомендуются для круглогодичного применения.
    Грунтовку перед использованием следует тщательно размешать до полного исчезновения возможного осадка, затем измерить вязкость и процедить через металлическое сито с 400 отверстиями на 1 см.
    2.1.2. Загустевшую грунтовку заводского изготовления разрешается разбавлять (но не более чем на 10% от объема грунтовки); при этом разбавитель выбирается в соответствии со спецификацией на грунтовку.

    Грунтовка битумно-бензиновая

    2.1.3. Допускается приготовление грунтовки битумно-бенэиновой на месте производства изоляционных работ путем растворения битума в бензине в соотношении 1:3 по объему или 1:2 по массе.
    2.1.4. Составы битумных грунтовок в зависимости от сезона нанесения (для летнего и зимнего времени) приведены в табл.1.
    Таблица 1

    Грунтовки

    Состав грунтовок
    1

    2
    Битумная для летнего времени
    Битум БН 90/10 или БН 70/30 по ГОСТ 6617-76 или БНИ-У по ГОСТ 9812-74



    Бензины неэтилированные:
    авиационный Б-70 по ГОСТ 1012-72 или автомобильный А-72 и А-76 по ГОСТ 2084-77

    Битумная для зимнего времени
    Битум БН 70/30 по ГОСТ 6617-76 или БНИ-1V по ГОСТ 9812-74



    Бензин неэтилированный авиационный Б-70 по ГОСТ 1012-72


    Двухкомпонентная грунтовка

    2.1.5. Двухкомпонентные грунтовки приготовляются непосредственно перед нанесением в соответствии с НТД на них.
    2.1.6. Не допускается заготавливать грунтовку на следующие сутки или оставлять неизрасходованной в баке изоляционной машины на несколько часов. Если подготовленная грунтовка не использована полностью, то необходимо освободить бак изоляционной машины и систему подачи; после слива грунтовки всю систему нужно промыть бензином.

    Битумные мастики заводского изготовления

    2.1.7. Мастики битумно-полимерные типа Изобитеп и мастики битумно-резиновые заводского изготовления в трассовых условиях расплавляют в котлах.
    2.1.8. Мастику очищают от упаковочной бумаги и измельчают на куски массой 3-5 кг, загружают в плавильный котел установки УБК-81 или БК-4, в котором оставляют от предыдущей плавки примерно 20%-ную часть объема котла, разогретой до температуры 160-180°С. Общий объем мастики не должен превышать 2/3 емкости котла.
    2.1.9. При плавке битума или битумных мастик в котел добавляют несколько капель пеногасителя (полиметилсилоксановой жидкости ПМС-200). Это позволяет в 1,5-2 раза ускорить процесс приготовления мастики.
    2.1.10. Разогретую до 170-190°С мастику следует перекачать во 2-й котел установки УБК-81. В этом котле мастику выдерживают при температуре 160-180°С не более 3 ч до полного выпаривания влаги.

    Приготовление битумно-резиновой мастики на месте производства работ

    2.1.11. Изготовление битумно-резиновых мастик допускается в полевых условиях в битумоплавильных установках УБК-81 или передвижных котлах, оборудованных устройствами для механического перемешивания.
    2.1.12. Мастики на месте производства работ готовятся следующим образом:
    битум, поступающий с завода в отвержденном состоянии, очищается от упаковочной бумаги и дробится на куски массой 3-5 кг. В расплавленный битум вводится расчетное количество разрыхленной и просушенной резиновой крошки.
    Битумно-резиновая мастика приготавливается непрерывным перемешиванием компонентов при температуре 170-190°С в течение 2-4 ч.
    2.1.13. Для получения пластифицированной мастики пластификатор вводят за 30 мин до окончания приготовления мастики, непрерывно перемешивая.
    2.1.14. Марки битумной мастики в зависимости от условий применения выбираются в соответствии с требованиями приложения 2.

    Приготовление пластифицированной мастики для покрытия Пластобит-40

    2.1.15. Для получения пластифицированной мастики расплавленные мастики Изобитэп-Н, МБР-100 или МБР-90 перемешивают с расчетным количеством пластификатора при температуре не выше плюс 160-170°С. В качестве пластификатора применяется дизельное топливо в соотношении 94:6 по массе.
    2.1.16. Показатели пластифицированной мастики должны соответствовать требованиям, указанным в табл.2.

    Таблица 2

    Показатель мастики
    Норма

    1
    2

    Температура размягчения мастики по ГОСТ 15836-79, °С, не менее

    80

    Глубина проникания иглы при 25°С по ГОСТ 15836-79, десятые доли мм, не менее


    30

    Растяжимость при 25°С по ГОСТ 15836-79, см (не менее) для мастик на основе:
    МБР

    3
    Изобитэп-Н

    8


    2.2. Подготовка поверхности труб и трубопроводов
    под противокоррозионные покрытия

    2.2.1. Поверхность трубопровода перед изоляцией должна быть высушена и очищена от грязи, ржавчины, неплотно сцепленной с металлом окалины, пыли, земли и наледи, а также обезжирена от копоти и масла. При температуре воздуха ниже плюс 10°С поверхность трубопровода необходимо подогреть до температуры не ниже плюс 15°С (но не выше плюс 50°С).
    После очистки поверхность металла должна оставаться шероховатой и обеспечивать достаточное сцепление защитного покрытия с трубой. Характеристика шероховатости металлических поверхностей под лакокрасочные покрытия выбирается в зависимости от условий эксплуатации, вида, типа и класса покрытия и должна соответствовать требованиям ГОСТ 9.032-74.
    2.2.2. Трубы и трубопроводы очищают механическим способом с помощью вращающихся щеток, иглофрез дробеструйным и дробеметным методами. В трассовых условиях наружные поверхности трубопроводов очищают самоходными очистными машинами. С помощью шлифмашинок с поверхности трубопровода удаляются брызги металла, шлака, а также острые выступы и заусенцы.
    2.2.3. Сушка и подогрев поверхности осуществляется с помощью сушильных печей и установок.
    2.2.4. Степень очистки поверхности труб перед нанесением покрытий должна соответствовать виду защитного покрытия и соответствовать данным, приведенным в табл.3.
    2.2.5. Характеристику очищенной стальной поверхности от окислов определяют визуальным методом с помощью передвижения пластины из прозрачного материала размером 25х25 мм с взаимноперпендикулярными линиями, образующими квадратики размером 2,5х2,5 мм. Инструментальным методом характеристику очистки поверхности можно определить приборами типа УКСО (ВНИИСТ).
    2.2.6. С труб, предназначенных под стеклоэмалевые, металлические, лакокрасочные и термоусадочные (горячего нанесения) защитные покрытия, заводское консервационное покрытие удаляется.
    2.2.7. Под битумно-мастичные, пластобитные, антикоррозионные смазки и ленточные покрытия холодного нанесения плотное консервационное покрытие, прочно связанное с трубой, не снимается, если не снижает адгезионных свойств наносимой изоляции; труба очищается лишь от поверхностных загрязнений и ржавчины. После очистки поверхности грунтовка наносится по консервационному покрытию.

    Таблица 3

    Вид противокоррозионных покрытий
    Степень очистки стальной поверхности
    Характеристика очищенной поверхности
    1
    2
    3
    Стеклоэмалевые и металлические
    1
    При осмотре с 6 увеличением окалина и ржавчина не обнаруживаются

    Лакокрасочные на основе синтетических смол
    2
    При осмотре невооруженным глазом окалина и ржавчина не обнаруживаются

    Лакокрасочные на основе природных смол. Термоусадочные (горячего нанесения) и ленточные (холодного нанесения)
    3
    Не более чем на 5% поверхности трубы имеются пятна и полосы прочно сцепленной окалины, точки ржавчины, видимые невооруженным глазом; при перемещении по поверхности прозрачной пластины размером 25х25 на любом из участков окалиной и ржавчиной занято не более 10% площади пластины

    Битумно-мастичные, пластобитные и антикоррозионные смазки
    4
    He более чем на 10% поверхности трубы имеются пятна или полосы прочно сцепленной окалины и ржавчины, видимые невооруженным глазом;





    при перемещении по поверхности прозрачной пластины размером 25x25 мм на любом из участков окалиной и ржавчиной занято не более 30% площади пластины



    2.3. Огрунтование поверхности

    2.3.1. Очищенную поверхность трубопровода следует сразу же огрунтовать. Поверхность трубопровода при нанесении грунтовки должна быть сухой, наличие влаги в виде пленки, капель, наледи или инея, а также следов копоти и масла не допускается.
    2.3.2. Грунтовку перед нанесением следует тщательно перемешать; она не должна содержать сгустков и посторонних включений.
    2.3.3. Для равномерного растирания грунтовки на изоляционной машине (или комбайне) устанавливается вращающееся полотенце.
    2.3.4. Температура грунтовок при нанесении должна быть в пределах от плюс 10 до плюс 30°С, поэтому при температуре ниже плюс 10°С грунтовку следует выдержать не менее 48 ч в помещении с температурой не ниже плюс 15°С (но не выше плюс 45°С) или подогреть на водяной или масляной бане с температурой не выше плюс 50°С.
    В районах с жарким климатом допускается температура грунтовки выше плюс 30°С (до температуры окружающего воздуха).
    2.3.5. Слой грунтовки должен быть сплошным, ровным и не иметь сгустков, подтеков и пузырей.

    2.4. Изоляция трубопроводов битумными покрытиями

    2.4.1. Перед началом изоляционных работ на самоходных машинах проверяют правильность установки очистных, праймирующих и изолирующих устройств.
    На изолирующей обечайке необходимо отрегулировать и зафиксировать величину нужного зазора между трубой и обечайкой.
    Заливают грунтовку в праймерный бак машины и производят очистку и грунтование трубопровода. Битумную мастику заливают в ванну машины и, включив битумные насосы на 3-5 мин, следят за циркуляцией мастики. На шпули машины надевают рулонные материалы, концы которых закрепляют на трубопроводе.
    Грунтовка, наносимая на очищенную и сухую поверхность трубопровода, должна покрывать всю поверхность ровным слоем. Пропуски, подтеки, сгустки и вздутия грунтовки не допускаются.
    2.4.2. Изоляционные покрытия на битумной основе наносят на очищенную поверхность трубопровода сразу же после высыхания грунтовки "до отлипа".
    2.4.3. Машину на первой скорости движения передвигают на 2 - 3 м трубопровода, затем ее останавливают и проверяют качество нанесенного покрытия. Обнаруженные недостатки в работе машины устраняют при полной ее остановке.
    2.4.4. Перед началом работы шпули изоляционной машины должны быть отрегулированы и закреплены под углом, обеспечивающим равномерное натяжение полотнища и установленный размер нахлеста витков. Заниженный угол наклона шпуль приводит к большому нахлесту, а увеличенный угол наклона приводит к образованию просветов между витками оберточного материала.
    2.4.5. Изоляционную мастику следует наносить по периметру и длине трубопровода ровным слоем заданной толщины без пузырей и посторонних включений. Стеклохолст должен полностью погружаться в мастичный слой, так как только в этом случае достигается наиболее полное армирование покрытия.
    2.4.6. Армирование битумного покрытия стеклохолстом и обертку защитными рулонными материалами необходимо производить спирально без гофров, морщин и складок с нахлестом края последующего витка на предыдущий не менее 30 мм. Нахлест концов рулонного материала должен быть не менее 100 мм.
    На качество изоляционного покрытия существенное влияние оказывает усилие натяжения полотнища материала при нанесении на трубопровод армирующих материалов по горячей мастике; натяжение должно быть тщательно отрегулировано тормозными устройствами шпуль изоляционной машины.
    2.4.7. Ширина рулонного материала для изоляции должна составлять 0,5-0,7 диаметра трубопровода, но не более 50 см.
    Важным фактором, влияющим на качество изоляционного покрытия, является соблюдение температурного режима мастики при ее нанесением на трубопровод.
    2.4.8. Толщина наносимого битумного изоляционного слоя, его сплошность и прилипаемость, степень погружения стеклохолста в мастичный слой в основном зависят от вязкости мастики, которую регулируют изменением температуры в ванне изоляционной машины в зависимости от температуры окружающего воздуха. Температура мастики, необходимая для получения покрытия за один проход, приведена в табл.4.





    Таблица 4

    Температура окружающего воздуха, °С
    Температура мастики в ванне изоляционной машины,°С

    Свыше 30
    145

    От 30 до 10
    150-155

    От 10 до минус 5
    155-165

    От минус 5 до минус 15
    165-175

    От минус 15 до минус 25
    175-185

    Ниже минус 25
    185-190


    2.4.9. Изоляционно-укладочные работы по нанесению битумных покрытий допускается производить при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30°С.
    2.4.10. При совмещенном способе выполнения работ уложенный в траншею трубопровод в тот же день должен быть присыпан рыхлым грунтом.
    При раздельном способе выполнения изоляционно-укладочных работ изолированный трубопровод необходимо укладывать на деревянные лежки с мягкими прокладками на них. Укладка в траншею изолированного трубопровода при раздельном способе производится при температуре не ниже минус 20°С.

    2.5. Изоляция трубопроводов покрытием Пластобит-40

    2.5.1. Покрытие Пластобит-40 следует наносить при температуре окружающего воздуха не ниже минус 40°С.
    2.5.2. Элементы покрытия Пластобит-40: грунтовки, битумно-резиновые мастики, изоляционные ленты и обертка наносятся на трубопровод в соответствии с требованиями настоящих ВСН для каждого из этих материалов.
    2.5.3. Намотка поливинилхлоридной ленты на трубопровод должна производиться сразу же по слою горячей мастики. Выдавливание и утончение битумного слоя от усиленного натяга ленты не допускается.

    2.6. Изоляция трубопроводов ленточными покрытиями

    2.6.1. Клеевые грунтовки, изоляционные ленты и обертки (приложения 3, 4) необходимо наносить на трубопровод одновременно и, как правило, механизированным способом при совмещенном методе производства изоляционно-укладочных работ.
    2.6.2. Изолированный трубопровод следует незамедлительно (в течение одной смены) уложить в траншею, дно которой должно быть тщательно выровнено, и присыпать или полностью засыпать грунтом.
    Если специфика участка (например, на переходах) не позволяет произвести укладку трубопровода в траншею в течение одной смены, необходимо вплоть до окончания работ защитить изоляционное покрытие от прямого воздействия атмосферы.
    В этом случае непосредственно перед укладкой, футеровкой и обетонированием необходимо проверить сплошность покрытия и (выборочно) прочность адгезионной связи изоляционной ленты с трубой.
    2.6.3. Для каждого типа изоляционной ленты применяют соответствующие клеевую грунтовку и обертку. Замена клеевых грунтовок различных фирм запрещается.
    2.6.4. В скальных, щебенистых, сухих комковатых глинистых и суглинистых грунтах изолированный трубопровод следует укладывать на подсыпку из мягкого грунта толщиной не менее 10 см и присыпать таким же грунтом на 20 см с обязательной подбивкой пазух; при соответствующем обосновании вместо подсыпки можно применять другие способы защиты от механических повреждений.
    2.6.5. Нормы расхода лент, оберток и грунтовок, а также формулы расчета приведены в приложении 5.
    2.6.6. Очистку поверхности трубопроводов производят следующими самоходными очистными машинами:

    ОМ - 113

    при диаметрах труб (мм)
    89 - 168;
    ОМЛ - 8А

    "
    168 - 325;
    ОМ - 521

    "
    325 - 529;
    ОМЛ - 4

    "
    631 - 820;
    ОМ - 121

    "
    1020 - 1220;
    ОМ - 1422

    "
    1420

    2.6.7. Клеевые грунтовки, изоляционные ленты и обертки наносят на поверхность трубопровода, как правило, за один проход следующими самоходными изоляционными машинами:

    ИЛ - 521
    при диаметрах труб (мм)
    325 - 529;

    ИЛ - 821

    "
    631 - 820;
    ИЛ - 1422

    "
    1020 - 1420;

    Комбайнами ОМ-522П, ОМ-1221П, ОМ-1423П.
    На трубы диаметром 57-114 мм ленты и обертки наносят приспособлением ПИЛ-1, причем в этом случае поверхность подготавливают и огрунтовывают с помощью очистной машины ПО-1.
    Можно применять такие импортные машины, обеспечивающие необходимую степень очистки и качественное нанесение лент и оберток.
    2.6.8. Перед началом работ очистную, изоляционную машины или комбайн необходимо тщательно осмотреть, проверить укомплектованность рабочим инструментом, а затем опробовать на холостом ходу.
    2.6.9. Изоляционная машина или комбайн обязательно должны быть хорошо заземлены, а также оборудованы специальным устройством для снятия статического электричества с поверхности ленты.
    2.6.10. Для обеспечения равномерного покрытия очищенной поверхности трубопровода грунтовку перед нанесением следует тщательно перемешать. Слой грунтовки должен быть сплошным и не иметь подтеков, сгустков и пузырей. Грунтовку в случае необходимости непосредственно перед нанесением допускается разбавлять бензином Б-70 или циклогексаном, вводя его не более 10% от разбавляемого объема.
    Разбавление этилированным бензином не допускается, так как он резко ухудшает адгезионные свойства.
    Для равномерного растирания грунтовки на изоляционной машине или комбайне следует устанавливать вращающееся полотенце.
    2.6.11. Изоляционные ленты следует наносить на трубопровод по свеженанесенной невысохшей грунтовке. При температуре окружающего воздуха ниже плюс 10°С рулоны ленты и обертки перед нанесением необходимо выдерживать не менее 48 ч в теплом помещении с температурой не ниже плюс 15°С (но не выше плюс 45°С). При температуре окружающего воздуха ниже плюс 3°С поверхность изолируемого трубопровода необходимо подогревать до температуры не ниже плюс 15°С (но не выше плюс 50°С).
    На поверхности трубы не должно быть следов копоти и масла.
    2.6.12. Изоляционные ленты и обертки необходимо наносить без гофров, перекосов, морщин, отвисаний, с величиной нахлеста, регламентированной СНиП III-42-80.
    2.6.13. Рулоны лент и оберток перед применением должны быть хорошо отторцованы.
    2.6.14. Для обеспечения плотного прилегания лент и оберток по всей защищаемой поверхности и создания герметичности в нахлесте необходимо постоянное натяжение материала с усилиями, приведенными в табл. 5.
    Усилие натяжения измеряют динамометром.
    2.6.15. Перед нанесением лент и оберток изоляционную машину необходимо отрегулировать по диаметру изолируемого трубопровода, ширине и величине нахлеста. Рабочие параметры машин (угол наклона tg шпуль, скорость движения V, число оборотов цепочного обода N) назначают по формулам:
    ;

    ;

    ,

    где
    - угол наклона шпуль к оси трубы, град.;
    D - наружный диаметр изолируемого трубопровода, м;
    B - ширина ленты или обертки, м;
    П - величина нахлеста витков ленты, м;
    V - скорость движения изоляционной машины, м/мин;
    S - шаг намотки ленты, м;
    N - число оборотов цевочного обода со шпулями, об/мин;
    - 3,14;
    V - линейная скорость намотки ленты (принимается не более 50 м/мин).
    Таблица 5

    Оптимальное натяжение при нанеcении лент и оберток

    Температура воздуха,°С
    Натяжение, кгс/см,
    ширины

    Плюс 40
    1,0-1,5

    Плюс 20
    1,5-2,0

    Минус 30
    2,0-3,0


    2.6.16. При установке на шпулю нового рулона ленты конец нанесенного полотенца нужно приподнять на 10-15 см и под него подложить начало разматываемого рулона. Эти концы разглаживают на изолируемой поверхности и затем приминают рукой до нахлеста их последующим витком ленты.
    2.6.17. Защитные обертки, не имеющие прочного сцепления с изоляционным покрытием трубопровода, должны быть закреплены в конце полотнища, а при необходимости - через каждые 10-12 м. Для закрепления оберток используют специальные бандажи, клей и т.п.
    2.6.18. При изоляции трубопроводов в околошовной зоне допускается, как исключение, наличие узкой (1,0-1,5 см) полосы с неплотным прилеганием изоляционной ленты, неплотности при засыпке трубопровода должны исчезнуть. Проверку производят шурфованием трубопровода.
    2.6.19. Регулярно следует проверять величину натяжения ленты и состояние ходовых колес и при необходимости производить их регулировку.
    2.6.20. Поверхность трубопровода необходимо предохранять от попадания на нее смазочного масла из трансмиссии и воды из системы охлаждения очистной и изоляционной машин.

    2.7. Нанесение лакокрасочных покрытий на надземные трубопроводы

    2.7.1. Лакокрасочные покрытия наносят в соответствии с требованиями проекта, СНиП 3.04.03-85, СНиП 2.03.11-85.
    2.7.2. Сушку отдельных слоев лакокрасочных покрытий следует производить в строгом соответствии с технологическими требованиями. Нанесение лакокрасочных покрытий осуществляют с помощью краскораспылителей или вручную кистями и валиками.

    3. ТЕХНОЛОГИЯ НАНЕСЕНИЯ ИЗОЛЯЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ
    НА ТРУБЫ И ТРУБНЫЕ СЕКЦИИ В БАЗОВЫХ УСЛОВИЯХ

    3.1. Битумное покрытие

    3.1.1. Конструкция и толщина битумно-мастичного покрытия должна соответствовать проекту.
    3.1.2. Покрытие наносится на предварительно осушенную и очищенную поверхность труб и трубных секций.
    3.1.3. Подготовка труб к изоляции (сушка, очистка и нанесение битумно-мастичного покрытия) производится с использованием линии изоляции труб типа ПТЛ. На вращающиеся и поступательно перемещающиеся по линии трубы последовательно наносятся: адгезионная грунтовка, слой битумной мастики, армирующий стеклохолст, второй слой мастики, второй слой стеклохолста и защитная обертка. Температура мастики должна составлять плюс 145-170°С. Стеклохолст наносится без гофров, морщин и складок с нахлестом не менее 3 см и натяжением, необходимым для полного его погружения в слой битумной мастики. Изоляционное покрытие должно быть равномерным по толщине, не иметь пропусков, трещин, гофров, наплывов. Концевые участки труб и трубных секций длиной 150-200 мм должны оставаться неизолированными для последующей сварки изолированных труб в трассовых условиях. В случае использования электроконтактной сварки длина неизолированных концевых участков труб должна составлять 600-650 мм.

    3.2. Полимерное ленточное покрытие

    3.2.1. Полимерная лента и обертка наносятся на вращающиеся и поступательно перемещающиеся по линии трубы и трубные секции методом спиральной намотки. Полимерное ленточное покрытие должно наноситься на сухую, предварительно очищенную и огрунтованную поверхность труб при температуре воздуха не менее плюс 15°С и температуре труб плюс 15 - 40°С.
    3.2.2. Защитная обертка наносится одновременно с полимерной лентой поверх ленточного слоя. Усилие натяжения должно составлять 1,5-3,0 кгс/см ширины ленты и обертки.
    3.2.3. При применении нелипкой защитной обертки типа ПЭКОМ (ТУ 102-411-86) концы ее должны закрепляться от разматывания двумя витками липкой ленты.
    Концы труб и трубных секций длиной 150-200 мм (600-650 мм для злектроконтактной сварки) должны оставаться неизолированными.

    4. РЕМОНТ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРОТИВОКОРРОЗИОННЫХ ПОКРЫТИЙ

    4.1. Ремонт заводского изоляционного покрытия следует производить на трубосварочной базе после сварки труб в секции, а также на трассе после сварки труб или секций в плеть до опуска трубопровода в траншею.
    4.2. Отслоившееся от металла покрытие в зоне дефекта должно быть удалено, а края оставляемого покрытия зачищены шлифовальной машиной с круглой металлической щеткой. Переход от металла к покрытию должен иметь угол скоса не более 30°С.
    Участок вокруг дефекта необходимо тщательно очистить от загрязнений, наледи, влаги на расстоянии не менее 20 см от края оставляемого покрытия.
    4.3. Поверхность металла на участке дефекта необходимо очищать от ржавчины, пыли и влаги с помощью стальных проволочных щеток.
    4.4. До начала ремонта повреждения и при температуре трубы ниже плюс 10°С очищенную поверхность заводского покрытия и металла трубы равномерно нагревают до температуры плюс 30 - 40°С. При применении газовой горелки пламя направляют ближе к центру повреждения, при этом следует избегать перегрева (коробления, отслаивания, плавления) покрытия.
    При ремонте повреждений противокоррозионных покрытий применяют конструкции усиленного типа.

    Технология ремонта повреждений полиэтиленового покрытия

    4.5. Ремонту подлежат все сквозные повреждения покрытия, обнаруженные дефектоскопом, а также повреждения с оставшимся на трубе слоем полиэтилена толщиной менее 1,5 мм.
    4.6. Ремонт локальных или узких протяженных дефектов производят с использованием ленты-заполнителя типа Герлен-Т (ТУ 400-1-186-79) и полиэтиленовых липких лент с соответствующими грунтовками, применяющимися для трассовой изоляции трубопроводов большого диаметра.
    Очищенную и подогретую зону дефекта грунтуют и заполняют вровень с заводским покрытием лентой Герлен, предварительно освободив ее от бумаги и холста.
    С помощью валика или мастерка выравнивают поверхность заполнителя, одновременно прижимая его и добиваясь полного прилипания Герлена к металлу трубы и краям неповрежденного покрытия по периметру дефекта. На заполненную Герленом поверхность дефекта и заводское покрытие на расстояние не менее 20 см по периметру дефекта наносят слой грунтовки. По грунтовке после ее высыхания "до отлипа" наносят сначала одну заплату из липкой ленты с нахлестом на неповрежденное покрытие не менее чем на 10 см, а на нее (тоже после нанесения слоя грунтовки, который можно не сушить) вторую заплату с нахлестом на неповрежденное покрытие не менее чем на 15 см.
    4.7. При дефектах большого размера, имеющих протяженность в узкой части более 30 см, ленту Герлен допускается наносить только в зоне перехода от заводского покрытия к оголенной поверхности трубы. В этом случае Герлен наносят в виде полоски 40-60 мм, которую прикатывают и разравнивают таким образом, чтобы угол перехода от металла к поверхности заводского покрытия был не более 30°С. После этого производят ремонт липкими лентами по загрунтованной поверхности, как это указано в п.4.7 настоящих ВСН.
    4.8. Если на отдельных участках имеется большое количество мелких сквозных повр...