О проекте Контакты
Жалобы в УФАС
Охрана труда
Трудовое право
Доверенности
Договора
Новости


25.05.2015
Арбитражный суд признал банкротом турфирму "Роза ветров ...

25.05.2015
Главу арбитражного суда Самарской области лишили статуса ...

25.05.2015
Арбитражный суд взыскал с ЧЭМК 450 тысяч рублей в пользу ...

25.05.2015
Арбитражный суд Петербурга сегодня продолжит ...

15.04.2015
«Мечел» предложил Сбербанку конвертировать часть долга в акции

15.04.2015
«Мечел» не предлагал ВТБ конвертировать долг в акции

22.03.2015
Юникредит банк намерен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом ОАО «Группа Е4»

23.03.2015
АкадемРусБанк признан банкротом

23.03.2015
Арбитражный суд отказался обанкротить проблемную страховую компанию «Северная казна» за 5,6 тыс. рублей долга

13.10.2014
Суд разъяснил права миноритариев «Башнефти» на операции с акциями


ВСН 158-69 Технические указания по комплексным методам укрепления грунтов цементом с применением добавок химических веществ при устройстве дорожных и аэродромных оснований и покрытий


    Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.



    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР
    ТЕХНИЧЕСКИЕ
    УКАЗАНИЯ
    ПО КОМПЛЕКСНЫМ МЕТОДАМ УКРЕПЛЕНИЯ ГРУНТОВ ЦЕМЕНТОМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОБАВОК ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ДОРОЖНЫХ И АЭРОДРОМНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ
    ВСН 158-69
    Минтрансстрой СССР
    Утверждены
    Техническим управлением Министерства транспортного строительства 22 июля 1969 г. Приказ № 35

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    “Технические указания по комплексным методам укрепления грунтов цементом с применением добавок химических веществ при устройстве дорожных и аэродромных оснований и покрытий” разработаны СоюздорНИИ на основе исследований, опытных работ, а также обобщения отечественного и зарубежного опыта строительства оснований и покрытий.
    Настоящие “Технические указания” являются дальнейшим развитием “Указаний по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами” СН 25-64 в части комплексных методов укрепления разнообразных грунтов цементом и добавками химических веществ, а также в части технологии устройства из таких укрепленных грунтов конструктивных слоев дорожных одежд (оснований и покрытий) во II—V дорожно-климатических зонах.
    “Технические указания” разработали д-р геол.-минерал. наук проф. В. М. Безрук, инженеры И. Л. Гурячков, Л. Д. Тимофеева и О. В. Тюменцава при участии Р. А. Агаповой.
    Замечания и предложения по настоящим “Техническим указаниям” просьба направлять по адресу: Московская обл., Балашмха-6, СоюздорНИИ.

    Директор СоюздорНИИ доктор технических наук В. Михаилов



    Министерство
    Ведомственные строительные
    нормы

    ВСН 158-69
    транспортного строительства СССР
    Технические указания по комплексным методам укрепления грунтов цементом
    с применением добавок химических веществ при устройстве дорожных и аэродромных оснований и покрытий
    Минтрансстрой Вновь

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    1.1. Настоящие “Технические указания” дополняют и развивают действующее “Указания по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими материалами” СН 25-64 в части методов укрепления и технологии устройства конструктивных слоев дорожных и .аэродромных одежд (оснований и покрытий) во II—V дорожно-климатических зонах из грунтов, укрепленных цементом и добавками мимических веществ.
    В данных “Технических указаниях” рассматриваются следующие методы укрепления разнообразных грунтов цементом и добавками химических веществ в зависимости от свойств грунтов, степени их увлажнения и других факторов:
    а) укрепление глинистых грунтов (супеси, суглинки и глины) в условиях положительных температур и влажности грунтов не более оптимальной;
    б) укрепление тех же разновидностей грунтов в условиях положительных температур и влажности грунтов, превышающей оптимальную;
    в) укрепление песчаных грунтов (пески гравелистые, крупные, средние, мелкие и пылеватые) в условиях положительных температур и влажности грунтов не более оптимальной;
    г) укрепление тех же разновидностей грунтов в условиях положительных температур и влажности грунтов, превышающей оптимальную;
    д) укрепление глинистых грунтов (супеси, суглинки) в условиях отрицательных температур и влажности грунтов не более оптимальной, а также указанных грунтов в условиях отрицательных температур и влажности их, превышающей оптимальную.

    Внесены Государственным всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом СоюздорНИИ
    Утверждены Техническим управлением Министерства транспортного строительства СССР. Приказ № 35 от 22 июля 1969 г.
    Срок введения
    в действие —
    с 1 ноября 1969 г.

    Крупнообломочные и песчаные грунты при отрицательных температурах следует укреплять цементом в соответствии с требованиями “Указаний” СН 25-64.
    1.2. Настоящие “Технические указания” предусматривают использование ряда активных добавок химических веществ и проведение комплекса технологических мероприятий, которые обеспечивают:
    а) расширение видов грунтов, пригодных для эффективного их укрепления цементом (например, кислых грунтов подзолистого типа, гумусированных, засоленных и др.);
    б) удлинение строительного сезона за счет проведения работ при отрицательных и пониженных положительных температурах и укрепления переувлажненных грунтов;
    в) увеличение производительности труда благодаря интенсификации отдельных технологических процессов (размельчения, перемешивания, уплотнения);
    г) экономию цемента (для отдельных разновидностей грунта) в среднем на 3—4 % от установленной оптимальной нормы вяжущего для обрабатываемого грунта;
    д) более высокий коэффициент использования грунтосмесительных и других машин и оборудования.
    1.3. При комплексных методах укрепления грунтов следует применять передовую технику и технологию с использованием специализированных отрядов грунтосмесительных машин с ведущими машинами: грунтосмесителем Д-391, дорожной фрезой Д-530 или стационарными смесительными установками С-543 С-780, Д-709, обеспечивающими получение цементогрунтовой смеси требуемого качества.
    1.4. Работы должен проводить технический персонал, имеющий опыт по устройству оснований или покрытий из грунтов, укрепленных цементом. Это особенно важно при укреплении глинистых грунтов цементом и добавками химических веществ при отрицательных температурах.
    1.5. Добавки химических веществ, их сочетание и количество выбирают с учетом свойств обрабатываемых грунтов и условий их применения в зависимости от климатических факторов и конструктивных особенностей дорожных одежд. При этом следует руководствоваться рекомендациями, изложенными в приложении 1 настоящих “Технических указаний”, а также технико-экономическими сравнительными расчетами и возможностью получения этих материалов для конкретных строительных объектов.
    1.6. Основания и покрытия из грунтов, укрепленных цементом и добавками химических веществ, устраивают во II(V дорожно-климатических зонах при положительных и отрицательных температурах.
    При отрицательных и пониженных положительных температурах работы во II—IV дорожно-климатических зонах можно выполнять поздней осенью или ранней весной при температуре до —10°С. При более низкой температуре работы не производятся.
    В V дорожно-климатической зоне основания и покрытия из укрепленных грунтов устраивают круглогодично.
    1.7. Обработка переувлажненных грунтов цементом и другими добавками допускается в условиях .положительных и отрицательных температур при избыточной влажности грунта, не превышающей оптимальную более чем на 6 %. При этом влажность обрабатываемого грунта не должна быть более 0,8F (где F — влажность границы текучести грунта).
    1.8. Пригодность грунтов для укрепления их цементом и добавками химических веществ и составы цементогрунтовых смесей устанавливают по табл. 2 “Указаний” СП 25-64 и лабораторными испытаниями, проводимыми по методике, изложенной в приложении II тех же “Указаний” СН 25-64.
    При этом дополнительно определяют прочность на растяжение при изгибе (табл. 1 и приложение 3 настоящих “Технических указаний”).
    Химические добавки и их дозировку выбирают с учетом свойств обрабатываемых грунтов и химических реагентов для получения требуемой прочности, водо- и морозостойкости цементогрунта.
    Ориентировочное количество некоторых добавок химических веществ (% от веса цементогрунтовой смеси) составляет:
    а) извести — 1—3;
    б) легкорастворимых солей (СаСl2, Na2SO4, Na2CO3 и др.) или каустической соды (NаОН) — 0,5—1,5;
    а) пиридиновых остатков — 0,01—0,05;
    г) сырых, в том числе и высокосмолистых нефтей или жидких битумов, — 2—3.
    Таблица 1
    Прочность образцов на растяжение при изгибе для грунтов, укрепленных цементом или цементом с применением добавок различных химических веществ


    Показатели в зависимости от принятого класса прочности по (Указаниям( СН 25-64
    Показатели прочности
    1500
    1000
    500

    Классы прочности

    I
    II
    III
    Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов в возрасте 28 суток, кг/см2, не менее . . . . . . . . . . . . .


    12


    8


    Не нормируется
    То же после испытания на замораживание—оттаивание, кг/см2, не менее . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    8

    6

    Не нормируется

    Примечание. Эти показатели прочности и методику их определения (приложение 3) используют для цементогрунтов и цементогрунтов с добавками неорганических химических веществ.

    1.9. Конструктивные слои дорожных одежд из грунтов, укрепленных цементом и добавками химических веществ при положительных и отрицательных температурах, разрешается устраивать только на грунтах земляного полотна с влажностью выше оптимальной не более чем на 2 %.
    При этом верхнюю часть земляного полотна необходимо уплотнять в соответствии с требованиями табл. 17 СНиП II-Д.5-62 и табл. 6 “Инструкции по сооружению земляного полотна автомобильных дорог” ВСН 97-63.
    1.10. Поверхностные слои грунтов земляного полотна, имеющие влажность выше оптимальной более чем на 2 %, следует осушать на глубину 15—20 см водосвязывающими химическими добавками, распределяя их на проезжей части в количестве 3—4 % по весу смеси, перемешивая, профилируя и уплотняя до плотности не менее 0,98 от максимальной стандартной плотности, согласно “Указаниям” СН 25-64.
    Наиболее универсальная добавка для осушения земляного полотна — молотая негашеная или молотая негашеная гидрофобная известь.
    1.11. Осушение поверхностных слоев земляного полотна необходимо проводить во II—V дорожно-климатических зонах, а также при устройстве выемок из переувлажненных грунтов при обязательном устройстве дренажей или же изолирующих водонепроницаемых или капилляропрерывающих прослоек, предохраняющих верхнюю часть земляного полотна от увлажнения снизу, в соответствии с требованиями §§ 18— 20 “Инструкции” ВСН 97-63.
    1.12. Переувлажненные слоя земляного полотна, обработанные известью или другими водосвязывающими добавками, следует рассматривать как конструктивные слои дорожных одежд, обеспечивающие для сооружаемых дорожных конструкций в целом более высокую прочность и устойчивость их во времени.
    1.13. При производстве работ в условиях положительных температур для предохранения от излишнего переувлажнения земляного полотна, возведенного из суглинков или глин, необходимо создавать поперечный профиль земляного полотна с уклоном 50—70 (. Перед обработкой грунтов цементом излишек грунта по ширине проезжей части срезают ножом автогрейдера и .перемещают на обочину, после чего земляному полотну придают требуемый по проекту поперечный профиль.
    1.14. Расчетный модуль деформации грунтов земляного полотна и подстилающих конструктивных слоев дорожных одежд из грунтов, укрепленных цементом с химическими добавками в сухих местах, при глубине залегания грунтовых вод более 5 м может быть повышен до 15—20 % для II дорожно-климатической зоны, до 30—40 % — для III—IV дорожно-климатических зон и до 50 % — для V зоны по отношению к значениям модуля деформации грунта, принятым в соответствии с “Инструкцией по назначению конструкций дорожных одежд, нежесткого типа” ВСН 46-60.
    1.15. При устройстве конструктивных .слоев дорожных одежд из грунтов, укрепленных цементом и добавками химических веществ, необходимо применять для обработки только однородные грунты, характеризующиеся постоянным гранулометрическими химико-минералогическим составом.
    1.16. Грунты, разрабатываемые в притрассовых резервах или выемках для укрепления, должны быть тщательно обследованы, определены условия их залегания и свойства. При неоднородных грунтах необходимо составить детальные схемы последовательности разработки притрассовых резервов или выемок. Указанные мероприятия должны предусматриваться. на стадии рабочего проектирования.
    Полученные результаты служат основой для внесения соответствующих коррективов в технологию производства работ.
    1.17. При устройстве конструктивных слоев дорожных одежд из грунтов, укрепленных цементом и добавками химических веществ, на земляном полотне из засоленных грунтов следует верхнюю часть земляного полотна отсыпать из грунтов слабо- шли среднезасоленных (классифицируемых по табл. 8 “Инструкции” ВСН 97-63), пригодных для укрепления цементом. Это предотвратит проникание солей земляного полотна в укрепленный слой дорожной одежды. Но необходимо учитывать, что при расположении уровня грунтовых вод вблизи от поверхности (выше 1—1,5 м) поверхностный слой земляного полотна следует укреплять молотой негашеной или негашеной гидрофобной известью в количестве 2—4 % по весу смеси. Укрепление известью предотвратит избыточное увлажнение и дальнейшее засоление верхних слоев земляного полотна и подстилающих конструктивных слоев дорожной одежды из цементогрунта. Укрепленные известью верхние слои земляного полотна следует также рассматривать (см. п. 1.12) как конструктивные слои дорожных одежд.
    1.18. При устройстве конструктивных слоев дорожных одежд из суглинков и глин, укрепляемых цементом в сочетании с добавками химических веществ, обрабатываемый грунт должен завозиться на подготовленное, спрофилированное и уплотненное земляное полотно не ранее чем за одну и, в крайнем случае, за две смены до его обработки цементом. Затем слой такого грунта профилируют и уплотняют до плотности 0,80—0,85 от максимальной стандартной плотности. Движение автомобильного транспорта по подготовленному слою запрещается.
    Такой порядок производства работ существенно облегчает последующее размельчение грунта и способствует получению требуемого агрегатного состава грунта.
    1.19. При проведении работ в сухой и жаркий период при температурах более 20°С верхнюю часть земляного полотна и слой обрабатываемого грунта обязательно увлажняют до влажности 0,80—0,90 от оптимальной.
    1.20. При сооружении земляного полотна из песчаных и супесчаных грунтов во II—V дорожно-климатических зонах грунт отсыпают и уплотняют .послойно до верхней отметки цементогрунтового основания, если оно устраивается в один слой. В этом случае грунты обрабатывают грунтосмесительными машинами непосредственно на дороге, и движение автомобильного транспорта по земляному полотну до начала работ не ограничивают. Перед обработкой грунта цементом исправляют поперечный и продольный профили 3—4 круговыми проходами автогрейдера с последующей прикаткой поверхности проезжей части.






    2. УКРЕПЛЕНИЕ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ ЦЕМЕНТОМ И ДОБАВКАМИ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ПРИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ
    Конструктивные требования
    2.1. Конструктивные слои дорожных одежд из цементогрунтов с добавками химических веществ при строительстве автомобильных дорог II—V категорий устраивают в различных дорожно-климатических зонах с учетом грунтовых и климатических условий.
    Во II дорожно-климатической зоне такие цементогрунты используют в качестве:
    а) верхнего и нижнего слоев оснований под усовершенствованные капитальные покрытия при укреплении супесчаных грунтов или для нижнего слоя основания при укреплении суглинков и глин;
    б) верхнего и нижнего слоев оснований под усовершенствованные облегченные покрытия при укреплении супесчаных и суглинистых грунтов или для нижнего слоя основания при укреплении глин;
    в) переходных и низших типов покрытий при укреплении супесей, суглинков и глин.
    2.2. В III—IV дорожно-климатических зонах цементогрунты применяют в качестве:
    а) верхнего слоя основания под усовершенствованные капитальные покрытия при укреплении супесчаных и суглинистых грунтов или для нижнего слоя основания при укреплении супесей, суглинков и глин;
    б) верхнего или нижнего слоев оснований под усовершенствованные облегченные покрытия или для переходных и низших типов покрытий при укреплении глинистых грунтов (супесей, суглинков, глин).
    2.3. При проектировании конструкций дорожных одежд со слоями из грунтов, укрепленных цементом и добавками химических веществ, следует руководствоваться СНиП II-Д.5-62, “Инструкцией” ВСН 46-60, а также “Указаниями” СН 25-64.
    Конструктивные слои назначают в соответствии с требованиями пп. 2.1, 2.2 и табл. 2 настоящих “Технических указаний”.
    Таблица 2
    Конструкции дорожных одежд со слоями из грунтов, укрепленных цементом и добавками химических веществ

    Тип покрытия

    Конструктивный
    Обрабатываемые грунты по дорожно-климатическим зонам

    слой
    II
    III-IV
    Цементобетонные (монолитные, сборные)
    Основание или подстилающий слой
    Супеси, суглинки, глины
    Супеси, суглинки, глины
    Асфальтобетонные, укладываемые в горячем и теплом состоянии, а также покрытия
    Верхний слой основания
    Супеси
    Супеси и суглинки
    из прочных щебеночных материалов подобранного состава, обработанные в смесителе вязкими битумами или дегтями, укладываемые в два слоя
    Нижний слой основания
    Супеси, суглинки, глины
    Супеси, суглинки, глины
    Облегченные покрытия из щебеночных и гравийных материалов, обработанных
    Верхний слой основания
    Супеси и суглинки
    То же
    вяжущими в один или два слоя, а также из холодного асфальтобетона или песчаных, супесчаных и легкосуглинистых грунтов, укрепленных битумной эмульсией с добавкой цемента или извести
    Нижний слой основания
    Супеси, суглинки, глины
    То же
    Покрытия переходные и низшие из грунтов и местных слабых минеральных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими или битумной эмульсией с добавками или без добавок извести или цемента
    Верхний слой основания или покрытия со слоем износа
    То же
    То же

    Расчетные модули деформации цементогрунтов принимают в зависимости от предела прочности при сжатии и растяжении при изгибе цементогрунтовых образцов, приготовленных в лаборатории, а также в зависимости от физико-механических свойств цементогрунтов (табл. 1 настоящих “Технических указаний” и табл. 2 “Указаний” СН 25-64).
    2.4. Конструктивные слои оснований дорожных одежд из глинистых грунтов, укрепленных цементом и добавками химических веществ, устраивают тире других конструктивных слоев дорожной одежды на 0,5—0,75 м с каждой стороны. Это мероприятие обеспечивает более высокую прочность покрытия по краям проезжей части, а также способствует существенному предохранению верхних слоев земляного полотна от избыточного увлажнения.
    Требования к материалам
    Грунты
    2.5. Следующие глинистые грунты укрепляют цементом с добавкой химических веществ при положительных температурах:
    а) во II дорожно-климатической зоне — супеси, суглинки, глины, имеющие число пластичности не более 23, рН не ниже 4, количество гумуса не более 2 % по весу грунта;
    б) в III—IV дорожно-климатических зонах — грунты, удовлетворяющие указанным выше требованиям, учитывая, что количество гумуса в черноземах и каштановых почвах не должно превышать 6 %, а количество легкорастворимых солей — не более 3 % при сульфатном и 5 % — при хлоридном засолениях. При этом обрабатываемые грунты могут быть следующих генетических типов: подзолистые, дерновые, дерново-подзолистые, полуболотные, серые лесные почвы, черноземы (выщелоченные, типичные, обыкновенные, южные), каштановые почвы, а также солонцы и солончаки различного типа засоления.
    2.6. В качестве грунтов, подвергаемых комплексному укреплению, также рекомендуется использовать различные почвообразующие породы, представленные:
    а) во II дорожно-климатической зоне — моренными отложениями в виде красно-бурых моренных суглинков и глин, супесей, суглинков и глин с включениями гравийных частиц размером не более 50 мм, покровных и лёссовидных суглинков и глин и других видов глинистых грунтов различного генезиса (п. 2.5.);
    б) в III—IV дорожно-климатических зонах — лёссами, лёссовидными суглинками и глинами, моренными глинистыми грунтами, солонцеватыми грунтами и другими видами пород.
    2.7. При производстве работ во II—III дорожно-климатических зонах на участках дорог, где в качестве укрепляемого грунта применяют моренные отложения (супеси, суглинки и глины), грунт земляного полотна отсыпают послойно, профилируя и уплотняя только под нижнюю отметку цементогрунтового основания. После этого поверхность земляного полотна профилируют и уплотняют до требуемой плотности. Затем на подготовленное земляное полотно завозят грунт, необходимый для укрепления.
    Моренные отложения (суглинки, глины) с включениями частиц гравия размером более 50 мм не подлежат укреплению.
    2.8. При укреплении моренных отложений, представленных супесчаными грунтами с включениями частиц гравия размером более 50 мм, необходимо организовать в притрассовых резервах отгрохотку крупных фракций указанного размера из объема грунта, предназначенного для укрепления цементом.
    Отгрохоченные крупнообломочные фракции в дальнейшем подвергают дроблению и используют как каменный материал в случае соответствия их прочности и чистоты установленным требованиям. Это предохранит от поломки рабочие органы грунтосмесительных машин, повысит качество приготавливаемых смесей и обеспечит рациональное использование крупных обломков пород как каменного материала.
    Цементы
    2.9. Для укрепления разнообразных грунтов комплексными методами в различных дорожно-климатических зонах применяют портландцементы, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 10178-62 “Портландцемент, шлакопортландцемент, пуццолановый портландцемент и их разновидности” и “Указаний” СН 25-64.
    В III—V дорожно-климатических зонах в качестве основного вяжущего материала при укреплении грунтов применяют также шлакопортландцемент марок 400 и выше, учитывая, что при укреплении грунтов в III дорожно-климатической зоне шлакопортландцемент используют только в сочетании с различными добавками неорганических химических веществ (п. 2.11).
    В IV—V дорожно-климатических зонах шлакопортландцемент применяют в соответствии с “Указаниями” СН 25-64.
    Химические вещества
    2.10. Рекомендуемые для комплексного укрепления грунтов добавки химических веществ оказывают на грунты различное влияние, в зависимости от характера и степени протекающих при этом химических и физико-химических взаимодействий между активной глинисто-коллоидной частью грунта и вводимыми добавками.
    Поэтому рекомендуемые для практического применения добавки химических веществ в зависимости от их свойств разделяют на две различные группы:
    а) добавки неорганических химических веществ, способствующие преобразованию коллоидно-химической природы грунта и созданию оптимальных условий для формирования прочной структуры цементогрунта;
    б) добавки органических химических веществ, обеспечивающие повышенную гидрофобность и деформативность цементогрунта и понижающие его влагоемкость.
    Вид добавок (неорганических или органических химических веществ устанавливают в зависимости от свойств обрабатываемых грунтов и других факторов в соответствии с рекомендациями, указанными в приложении 1.
    2.11. С целью обеспечить высокое качество производства работ при укреплении разнообразных грунтов цементом и добавками химических веществ добавки (приложение 1) должны удовлетворять требованиям государственных стандартов:
    Неорганические вещества:
    известь — ГОСТ 9179-59 “Известь строительная”;
    сода каустическая NaOH — ГОСТ 2263-59 “Натрий едкий технический (сода каустическая)”;
    сода кальцинированная Na2CO3 — ТУМХП 1240-46 “Сода кальцинированная природная”, сорт II;
    сульфат натрия Na2SO4 — ГОСТ 6318-68 “Сульфат натрия”;
    железо хлорное FеСl3 — ГОСТ 11159-65 “Железо хлорное”, сорт II;
    железо сернокислое FeSO4 — ВТУ УХКП-52-60 “Железо сернокислое окисное (раствор)”;
    магний сернокислый MgSO4 — РТУ 56-61;
    калий углекислый К2СО3 — ГОСТ 10690-63 “Калий углекислый технический (поташ)”;
    кальций хлористый СаСl2 — ГОСТ 450-58 “Кальций хлористый технический”;
    натрий двууглекислый NaHCO3 — ГОСТ 2156-68 “Натрий двууглекислый (бикарбонат)”;
    гипс строительный CaSO4 ( 0,5H2O — ГОСТ 125-57* “Гипс строительный”;
    жидкое стекло Na2O ( nSiO2 — СТУ 43-731-65 “Стекло жидкое натровое” ТУ МХП 1607-47;
    соль поваренная NaCl — СТУ 43-717-65 “Соль поваренная техническая”;
    золы уноса, полученные после сжигания бурого угля или торфа в тонкомолотом состоянии па тепловых электростанциях. Золы должны содержать не менее 10 % активной окиси кальция СаО; количество частиц размером менее 0,071 мм должно быть не меньше 75 %, а количество частиц несгоревшей части топлива (органических веществ) в золе не должно превышать 10 % от ее веса;
    самораспадающиеся дисперсные шлаки должны удовлетворять следующим требованиям:
    модуль основности должен быть более или равен 1;
    модуль активности — более или равен 0,25.
    Содержание СаО должно быть 40 % и более, содержание серы в пересчете на SO3 — не более 5 %. Количество частиц крупнее 2 мм — не более 2 %, а частиц размером менее 0,071 мм — не меньше 70 %.
    Органические вещества:
    жидкие битумы — ГОСТ 11955-66 “Битумы нефтяные дорожные жидкие, улучшенные, марки СГ-15/25, СГ-25/40 или МГ-25/40 и действующий ГОСТ 1972—52;
    сырые, в том числе высокосмолистые, нефти должны удовлетворять следующим требованиям: удельный вес при 20°С должен быть 0,80—0,90 г/см3, содержание фракций до 200°С 15—30 % по весу, содержание парафина до 3 %, асфальтенов 1—3 %, селикагелевых смол 5—15 %, молекулярный вес 200— 220;
    пиридиновые остатки, представляющие собой поверхностно-активные вещества, хорошо растворимые в воде и являющиеся отходом производства метил-этил-пиридина.
    2.12. Добавки химических веществ (п. 2.11) при укреплении глинистых грунтов цементом необходимо выбирать в соответствии с пп. 1.5, 2.10, учитывая при этом также свойства обрабатываемого грунта (гранулометрический состав, кислотность, наличие гумуса или карбонатов, преобладание того или иного катиона в поглощающем комплексе грунта). Нужно также учитывать свойства и особенности применяемых химических реагентов, поскольку они по-разному влияют на конечную прочность грунта, укрепленного цементом.
    При выборе и назначении добавок учитывают также влажность обрабатываемого грунта, которая может быть различной (оптимальной или меньшей, либо превышающей оптимальную).
    2.13. Во II дорожно-климатической зоне при влажности грунта, равной оптимальной и менее, в качестве добавок применяют следующие химические вещества:
    а) известь — молотую негашеную, гидрофобную негашеную СаО или гашеную — гидратную известь Са(ОН)2. Известь — наиболее универсальная добавка при укреплении цементом различных разновидностей кислых глинистых грунтов (супесей, суглинков, глин);
    б) каустическую соду NaOН, кальцинированную соду Na2CO3, двууглекислый натрий NaHCO3 или добавки сульфата натрия Na2SО4 при укрепления цементом кислых супесчаных и суглинистых грунтов;
    в) совмещенные добавки извести и каустической соды или легкорастворимых солей Na2SO4; CaCl2 при укрепления цементом кислых глинистых грунтов (тяжелых суглинков и глин);
    г) цемент (портландцементы, шлакопортландцементы) взамен извести или легкорастворимых солей, указанных выше в п. 2.13, используемых для нейтрализации кислотности и улучшения коллоидно-химических свойств грунта. Цемент рекомендуется добавлять при обработке супесчаных и суглинистых грунтов в количестве 2—3 % от веса смеси. При последующем внесении основной добавки цемента его количество может быть уменьшено на величину первой добавки;
    д) золы уноса или самораспадающиеся дисперсные шлаки без добавок или с добавками солей CaCl2; NаНСО3; Nа2СО3; Na2SO4 либо каустической соды NaOH. Укрепляют кислые супесчаные или суглинистые грунты.
    2.14. При укреплении глинистых грунтов цементом во II дорожно-климатической зоне для получения повышенной морозостойкости и деформативности обрабатываемого грунта применяют (в соответствии с п. 2.10) также добавки органических поверхностно-активных и других химических веществ. При влажности укрепляемых глинистых грунтов, равной или менее оптимальной, используют добавки органических химических веществ (п. 2.12).
    В зависимости от свойств грунтов и других факторов применяют добавки следующих органических химических веществ:
    а) сырые, в том числе высокосмолистые, нефти или жидкие битумы (п. 2.11) при укреплении цементом кислых супесчаных грунтов подзолистого типа;
    б) пиридиновые остатки при укреплении цементом кислых глинистых грунтов, которые могут быть представлены супесями, суглинками или глинами, отвечающими требованиям, изложенным в п. 2.5, 2.6;
    в) битумные эмульсин или битумо-известковые пасты для укрепления супесчаных и легкосуглинистых грунтов в соответствии с требованиями “Технических указаний по устройству покрытий и оснований из грунтов, укрепленных битумными эмульсиями” ВСН 140-68.
    2.15. В III—IV дорожно-климатических зонах при влажности грунта, равной оптимальной и менее, в качестве добавок применяют следующие химические вещества:
    а) известь (гашеную или молотую негашеную) или хлористый кальций CaCl2, либо сернокислый натрий Na2SO4 при укреплении цементом кислых гумусированных глинистых грунтов (супеси, суглинки);
    б) известь гашеную или молотую негашеную в сочетании с добавками хлористого кальция или сернокислого натрия, либо хлорного или сернокислого железа FеС13; FeSO4 при укреплении цементом гумусированных кислых глинистых грунтов (супеси, суглинки, глины);
    в) хлорное железо или хлористый кальций, сернокислое железо или сернокислый натрий при укреплении цементом гумусированных глинистых грунтов (супеси, суглинки, глины), характеризующиеся наличием нейтральной или слабощелочной среды с рН ( 6,8;
    г) полуводный гипс CaSО4 ( 0,5Н2О или известь в виде самостоятельных добавок или в сочетании с хлористым кальцием или сернокислым натрием, либо сер...