Новости
|
|
ВСН 38-90 Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью (взамен ВСН 38-77)
Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УСТРОЙСТВУ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ С ШЕРОХОВАТОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ
ВСН 38-90
“ТРАНСПОРТ” 1990
Утверждены Минавтодором РСФСР
1 февраля 1989 г.
Министерство автомобильных дорог
Ведомственные строительные нормы
ВСН 38-90
РСФСР
Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью
Взамен “Технических указаний по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью” ВСН 38-77
Указания содержат требования к материалам и параметрам шероховатости дорожных поверхностей, обеспечивающих допустимые для безопасного проезда значения коэффициента сцепления, технологию устройства данных поверхностей и методы контроля качества работ.
Технические указания предназначены для инженерно-технических работников.
Технические указания разработаны под руководством и при участии канд. техн. наук А. Я. Эрастова, сотрудниками НПО Росдорнии - инж. Л. Г. Марьяхиным, Л. Г. Паниной, Б. Н. Уткиным при участии д-ра техн. наук, проф. А. П. Васильева, канд. техн. наук Ю. В. Кузнецова, М. В. Немчинова, Н. А. Лушникова, ннж Э. И. Янчевской, С. К. Актанова (МАДИ), канд. техн. наук А. А. Малышева, И. Н. Христолюбова (СибАДИ), канд. техн. наук О. А. Красикова и инж. Ф. К. Андриади (Казахский филиал Союздорнии), канд. техн. наук Т. А. Шилакадзе (НПО Груздорнаука), канд. техн. наук М. П. Костельова и инж. Л. М. Посадского (Ленинградский филиал Союздорнии), инж. И. А. Орехова (НПО Дорстройтехника).
Ответственный за выпуск Л. Г. Марьяхин
Заведующий редакцией Л. П. Топольницкая
Редактор Л. Н. Пустовалова
Выпущено по заказу Министерства автомобильных дорог РСФСР
Внесены Московским научно-производственным центром НПО Росдорнии Минавтодора РСФСР
Утверждены Министерством автомобильных дорог РСФСР
Срок введения
1 января 1991 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Одним из главных способов повышения сопротивления дорожного покрытия скольжению шины, т. е. обеспечения требуемых значений коэффициента сцепления, является создание шероховатой поверхности.
______________
1 Коэффициентом сцепления называют отношение реактивной силы, действующей на колесо автомобиля в плоскости его контакта с покрытием, к вертикальной нагрузке, передаваемой колесом на покрытие.
1.2. Шероховатой называют поверхность дорожного покрытия, образуемую равномерно чередующимися выступами скелетных частиц и впадинами между ними, а также собственной шероховатостью выступов и впадин либо специально созданными бороздками на поверхности покрытия.
Шероховатость, создаваемую скелетными частицами (зернами), называют макрошероховатостью. Собственную шероховатость зерен называют микрошероховатостыо.
1.3. Макрошероховатость (далее по тексту “шероховатость”) покрытия характеризуют тремя основными параметрами:
средней высотой выступов Rz, мм;
средней глубиной впадин Hср, мм;
коэффициентом шага шероховатости
Порядок определения указанных параметров изложен в приложении 3.
1.4. Макрошероховатые покрытия, имеющие Kш>0,5, называются макрошлифованными.
1.5. Классификация дорожных покрытий в зависимости от значений параметров шероховатости приведена в табл. 1.1.
________________
2 Классификация дорожных покрытий по шероховатости впервые предложена Л. Г. Паниной, Л. Г. Марьяхиным, А. Я. Эрастовым, А. П. Васильевым.
Таблица 1.1
Условные
Параметры шероховатости
Тип шероховатых покрытий
обозначения
Средняя высота выступов Rz, мм
Средняя глубина впадин Hср, мм
Гладкие
Гл
>0,1(0,5
>0,02(0,25
Мелкошероховатые
Мшер
>0,5(3,0
>0,25(l,5
Мелкошипованные
Мшип
>l,5(2,5
Среднешероховатые
Сшер
>3,0(6,0
>l,0(3,0
Среднешипованные
Сшип
>3,0(:5,0
Крупношероховатые
Кшср
>6,0(9,0
>2,0(4,5
Крупношипованные
Кшип
>4,5(7,0
2. ТРЕБОВАНИЯ К ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
2.1. Минимально допустимые в течение всего срока службы значения коэффициентов продольного сцепления и средней глубины впадин шероховатости приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Условия движения
Характеристики участков дорог
Коэффициент сцепления
Средняя глубина впадин макрошероховатости Hср, мм, для дорог в различных дорожно-климатических зонах
I и V
II-IV
Легкие
Участки прямые или кривые радиусом 1000 м и более, горизонтальные или с продольным уклоном не более 30(, с элементами поперечного профиля, установленными для дорог соответствующих категорий и с укрепленными обочинами без пересечений в одном уровне и примыкании, при коэффициенте загрузки не более 0,3
0,28
0,30
(0,60)
0,35
(0,70)
Затрудненные
Участки на кривых в плане с радиусами 250-1000 м; на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60(. Участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при коэффициенте загрузки 0,3-0,5
0,30
0,35
(0,70)
0,40
(0,80)
Опасные
Участки с видимостью менее расчетной (для соответствующих категорий дорог); на спусках и подъемах с уклонами более 50( при длине более 100 м; участки в зонах пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям при коэффициенте загрузки свыше 0,5
0,32
0,40
0,45
Примечания. 1. Сцепные качества покрытий следует считать удовлетворительными при условии соблюдения обоих параметров. Без скобок приведены значения для шероховатых, в скобках - для шипованных поверхностей.
2. Коэффициент сцепления следует измерять при следующих нормированных условиях (в соответствии с Государственным реестром Госстандарта № 10912-87 и 10913-87):
скорость скольжения полностью заблокированного измерительного колеса должна быть (60±3) км/ч;
вертикальная нагрузка на измерительное колесо должна быть (2943±50) Н;
измерительное колесо должно быть оборудовано шиной с протектором без рисунка (гладкая шина) размером 6,45-13 при внутреннем давлении воздуха в шине (0,17±0.1) МПа;
дорожное покрытие должно быть искусственно увлажнено, при этом расход воды должен быть таким, чтобы обеспечить на покрытии расчетную пленку воды толщиной 1 мм (под “расчетной пленкой” следует понимать условную величину, являющуюся отношением расхода воды к площади увлажнения).
2.2. Для дорог I категории, а также трехполосных дорог, расположенных на европейской территории СССР, допустимую макрошероховатость, установленную по табл. 2.1, проверяют по условиям удаления воды из зоны контакта шины с покрытием по методике, изложенной в приложении 4.
2.3. Начальную макрошероховатость покрытия (т. е. шероховатость в момент сдачи дороги в эксплуатацию после строительства или ремонта) назначают в зависимости от условий движения, категории дороги, климатического района и применяемого способа устройства шероховатости.
2.4. Для обеспечения безопасности движения встречных автомобилей на двухполосных дорогах и движущихся по смежным полосам многополосных дорог, а также при съездах автомобилей на укрепительные полосы или прикромочные зоны обочин изменение коэффициента сцепления в поперечном профиле дорожного полотна не должно превышать 0,10.
2.5. Во избежание усиления вибрации автомобилей во время движения расстояние между соседними выступами макрошероховатости не должно быть более 40 мм.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ УСТРОЙСТВА ШЕРОХОВАТЫХ ПОКРЫТИЙ
3.1. Методы устройства различных типов шероховатых поверхностей на покрытиях приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Типы
Методы устройства шероховатых поверхностей на покрытиях
шероховатости
асфальтобетонных и других черных
цементобетонных
дорожных покрытий (по табл. 1.1)
при новом строительстве
в процессе эксплуатации
при новом строительстве
в процессе эксплуатации
1
2
3
4
5
Мелкошипованные (Мшип)
1. Устройство верхнего слоя покрытий из асфальтобетонов типов Б, Бх, Г и типа Дх с использованием в смесях щебня и дробленого песка из труднополирующихся горных пород или щебня разной прочности
Обработка поверхности свежеуложенного бетона специальными щетками поперек проезжей части
1. Обработка поверхности покрытия высокотемпературным пламенем, кислотой или другими химическими веществами
2. Поверхностная обработка битумным щебеночным шламом с содержанием до 40 % щебня размером менее 15 мм
2. Поверхностная обработка с применением эпоксидного вяжущего и дробленого песка из труднополирующихся горных пород
3. Втапливание черного щебня размером до 15 мм в количестве 7-10 кг/м2 в поверхность слоя асфальтобетона типов В, Вх или Дх
-
-
4. Устройство слоя износа из песчано-резинобитумных смесей по ТУ 218 РСФСР 596-88
-
-
Мелкошероховатые (Мшер)
1. Устройство верхнего слоя покрытия из горячего или теплого асфальтобетона типа А с содержанием в смеси 50-65 % щебня из труднополирующихся горных пород размером до 15 мм
1. Втапливание прочного щебня размером до 15 мм в поверхность свежеуложенного бетона1
1. Нарезка бороздок в поверхностном слое покрытия алмазными дисковыми нарезчиками
2. Устройство верхнего слоя покрытия из открытых битумоминеральных смесей по ТУ 218 РСФСР 601-88 с содержанием в смеси 55-65 % щебня размером до 15 мм
2. Устройство двухслойных цементобетонных покрытий с верхним слоем из специально подобранных смесей бетона с цементным раствором пониженной прочности и щебнем из труднополирующихся горных пород1
-
3. Поверхностная обработка с применением битума, эмульсий и мелкого щебня размером до 15 мм
-
-
Среднешипованные (Сшил)
1 Втапливание черного щебня размером 15-20 или 20-25 мм в количестве 9- 12 кг/м2 в поверхность слоя асфальтобетона типов В, Вх или Дх
-
-
2. Устройство верхнего слоя из открытых битумоминеральных смесей по ТУ 218 РСФСР 601-88 с использованием щебня размером до 20 мм в количестве 55-65%
-
-
3. Поверхностная обработка щебеночным битумным шламом с использованием щебня размером 15-20 мм в количестве до 40 %
-
-
Среднешероховатые (Сшер)
1. Поверхностная обработка с применением битума (в том числе улучшенного различными добавками) или эмульсии и щебня размером 15-20 мм (в том числе разнопрочного)
Втапливание прочного щебня размером до 20 мм в поверхность свежеуложенного бетона1
Устройство верхнего слоя из открытых битумоминеральных смесей по ТУ 218 601-88 с использованием щебня размером до 20 мм в количестве 66-85 %
2. Поверхностная обработка битумным шламом с использованием щебня размером до 20 мм в количестве не менее 55 %
-
-
3. Устройство верхнего слоя из открытых битумоминеральных смесей по ТУ 218 РСФСР 601-88 с использованием щебня размером до 20 мм в количестве 66-85 %
-
-
Втапливание черного щебня размером 20-25 мм в количестве 9-12 кг/м2 в поверхность слоя асфальтобетона типов В, Bх или Дх
-
Устройство верхнего слоя из открытых битумоминеральных смесей по ТУ 218 РСФСР 601-88 с использованием щебня размером до 25 мм в количестве 55-65 %
Крупношипованные (Кшип)
1. Устройство верхнего слоя из открытых битумоминеральных смесей по ТУ 218 РСФСР 601-88 с использованием щебня размером до 25 мм в количестве 65-85 %
-
1. Устройство верхнего слоя из открытых битумоминеральных смесей по ТУ 218 РСФСР 601-88 с использованием щебня размером до 25 мм в количестве 65-85 %
Крупношероховатые (Кшер)
2. Поверхностная обработка с применением битума (в том числе улучшенного различными добавками) и щебня размером 20-25 мм (в том числе и разнопрочного)
-
2. Двойная поверхностная обработка с применением резинобитумного вяжущего и черного щебня размером 20-25 мм для нижнего слоя и 15-20 мм для верхнего
1 Указанные методы следует рассматривать как перспективные. Во избежание увеличения уровня шума от проезжих автомобилей крупношероховатые поверхности не следуют применять в пределах населенных пунктов.
3.2. Тип шероховатой поверхности (см. табл. 1.1) назначают в зависимости от категории дороги:
для I категории - Сшер или Кшер;
” II ” - Сшер, Кшер, или Мшер;
” III ” - Сшер, Кшер, Мшер или Кшип, Сшип;
” IV и V ” -Кшер, Сшер, Кшип, Сшип, Мшер, Мшип.
3.3. При создании шероховатой поверхности способом поверхностной обработки необходимо выполнять следующие условия:
применять щебень узких фракций: 5-10, 10-15, l5-20, 20-25 мм. При выборе той или иной фракции щебня необходимо учитывать твердость покрытия (приложение 5). На дорогах I и II категорий щебень фракций 5-10 и 10-15 мм разрешается использовать при условии добавления к вяжущему стабилизирующих полимеров;
в районах с зимними расчетными условиями движения автомобилей следует применять щебень, обработанный органическими вяжущими преимущественно фракций 15-20, 20-25 мм.
3.4. На асфальтобетонных и других черных покрытиях следует устраивать, как правило, одиночную поверхностную обработку, а на эксплуатируемых цементобетонных покрытиях - двойную.
Поверхностные обработки на эмульсиях прямого типа ЭБА-1 и ЭБA-2 устраивают на дорогах II-IV категорий.
3.5. Устройство шероховатой поверхности с применением горячих и теплых асфальтобетонных смесей с повышенным содержанием щебня следует предусматривать на автомобильных дорогах I-III категории.
Возможность использования этого способа во многом определяется наличием в районе производства работ прочных каменных материалов с высоким сопротивлением шлифующему воздействию автомобильных шин. При отсутствии таких материалов целесообразны другие методы, например, использование асфальтобетона на основе разнопрочных каменных материалов.
3.6. Метод втапливания щебня в укладываемый верхний слой дорожной одежды следует применять на дорогах I-III категорий. Составы и физико-механические свойства асфальтобетонных смесей, в которые втапливают щебень, должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128-84.
3.7. На дорогах III и IV категорий рекомендуется поверхностная обработка покрытий битумными шламами.
3.8. При новом строительстве цементобетонных покрытий предпочтение следует отдавать обработке их поверхности щетками или устройству верхнего слоя из специально подобранных смесей бетона. Второй метод целесообразно применять в случаях отсутствия в районе строительства прочных каченных материалов с высоким сопротивлением шлифующему воздействию шин Необходимо учитывать, что втапливание прочного щебня в поверхность свежеуложенного бетона может быть эффективным лишь при применении специальных машин.
4. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ ШЕРОХОВАТЫХ СЛОЕВ
Щебень из природных горных пород
4.1. Щебеночные материалы получают дроблением природных горных пород, отвечающих требованиям, приведенным в табл. 4.1.
Для получения щебня могут быть использованы соответствующие горные породы, добытые при разработке рудных и других месторождений (хвосты), отвечающие требованиям, приведенным в данном разделе.
4.2. Отдельные зерна щебня должны по возможности иметь кубовидную форму, быть трудношлифуемыми и чистыми (без пленки пыли или грязи).
Таблица 4.1
Горные
Петрографические особенности
Марки по ГОСГ 8267-82
Примечание
породы
исходной горной породы
по износу
по прочности
Изверженные
Кристаллические без следов выветривания
И-I
1200
На дорогах всех категорий
Изверженные
Породы с кристаллической и порфировой структурой
И-II
1000
На дорогах II-IV категорий
Метаморфические
Породы с кристаллической структурой без следов выветривания
И-I
1200
На дорогах всех категорий
Осадочные
Породы с явно выраженной зернокристаллической структурой без следов выветривания
И-II
1000
На дорогах III, IV категорий
4.3. Щебень для устройства шероховатых покрытии должен по крупности отвечать требованиям ГОСТ 8267-82 “Щебень из естественного камня для строительных работ”. При устройстве шероховатых покрытий его необходимо рассортировать по крупности зерен определенных сортов, приведенных в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Назначение
Размер щебня, мм
рекомендуемый
допускаемый
Асфальтобетонные каркасные
3-10 и 10-15 или 3-15
3-10 и 10-20 или 3-20
смеси
5-10 и 10-15 или 5-15
5-10 и 10-20 или 5-20
Поверхностная обработка:
верхний слой
10-12; 12-15; 15-20; 20-25
10-15; 5-10*; 15-20: 20-25
нижний слой
15-20; 20-25
15-20; 20-25
Втапливание щебня
10-12; 12-15; 15-20
10-15; 5-10*; 15-20
Щебень, обработанный вяжущим
5-25; 5-40
3-40
Битумоминеральные открытые смеси
5-10 (15); 10-20; 10-25
5-20; 5-25
* Допускаются на дорогах III и IV категорий.
4.4. Зерновой состав щебня каждого сорта по крупности или смеси нескольких сортов по размеру должен находиться в пределах, указанных в табл. 4.3.
Таблица 4.3
Размер отверстий контрольных сит, мм
Массовая доля остатка на ситах, %
0,5(Днаим+Днаиб)
Днаим для одного сорта
95-10
40-70
Для смеси Днаиб
50-70
0-5
1,25Днаи6
-
0
4.5. Массовая доля в щебне слабых и выветренных зерен должна быть не более 10%, а зерен пластинчатой формы - не более 15 %.
4.6. Массовая доля в щебне пылевато-глинистых частиц, определяемых отмучиванием, не должна превышать 1 %; содержание глины в виде комков и посторонних засоряющих примесей не допускается.
4.7. По морозостойкости щебень для шероховатых покрытий должен удовлетворять требованиям, приведенным в табл. 4.4.
Таблица 4.4
Категория дороги
Климатические условия
суровые
умеренные
мягкие
I
Мрз 50
Мрз 50
Мрз 25
II
Мрз 50
Мрз 50
Мрз 25
IV
Мрз 50
Мрз 50
Мрз 25
4.8. Для устройства поверхностной обработки из разнопрочного щебня применяют в качестве прочного и слабого компонентов щебень, отвечающий требованиям табл. 4.5.
Таблица 4.5
Горные породы
Марка щебня по прочности
Марка щебня по износу
прочного
слабого
прочного
слабого
Изверженные
1200
1000
800
600
И-I
И-II
И-III
И-IV
Метаморфические
1200
1000
800
600
И-I
И-II
И-III
И-IV
Осадочные
1000
-
800
600
И-I
-
И-II
И-IV
Осадочные карбонатные
800
600
-
И-II
И-III
-
-
4.9. Содержание слабого компонента в смеси разнопрочного щебня допускается не более 50 %.
4.10. Допускается применение щебня из гравия марки Др. 8 и Др. 12 по дробимости, И-I и И-II пo износу как одного из прочных и марки Др. 16 и Др. 20 по дробимости, И-III и IV по износу в качестве одною из слабых компонентов
4.11. При испытании на морозостойкость непосредственным замораживанием применяемые сорта щебня должны выдерживать 50 циклов в умеренных и 25 в мягких климатических условиях (см. табл. 4.4).
4.12. Смесь разнопрочного щебня не должна содержать пылеватых частиц более 1 % и зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы более 15 %.
4.13. Для асфальтобетонных смесей на основе разнопрочных каменных материалов применяют прочный щебень, отвечающий требованиям ГОСТ 9128-84, и малопрочный щебень, отвечающий требованиям ТУ 218 РСФСР 541-85.
Щебень из гравия
4.14. Для строительства дорожных покрытий с шероховатой поверхностью допускают применение щебеночного материала, полученного путем дробления гравийного материала, отвечающего требованиям ГОСТ 10260-82 (табл. 4.6).
Таблица 4.6
Марка щебня из гравия
Марка щебня из гравия
по износу в полочном барабане
по дробимости в цилиндре
Применение
по износу в полочном барабане
по дробимости в цилиндре
Применение
И-I
Др 8
На дорогах всех категорий
И-II
Др 12
На дорогах III и IV категории
4.15. Щебень из гравия должен содержать только дробленые зерна при этом массовая доля зерен из карбонатных пород не должна превышать 20 %.
Дроблеными считают зерна, поверхность которых околота более чем наполовину.
4.16. Щебень из гравия по размерам, соотношению зерен различной крупности, содержанию зерен пластинчатой формы, загрязняющих и посторонних примесей должен соответствовать щебню из природных массивных пород, требования к которому приведены в пп. 4.4 и 4.5.
4.17. Щебень из гравия подразделяют по прочности, как указано в табл. 4.1, при массовой доле зерен соответствующей группы горных пород более 50 %.
4.18. Щебень из гравия ввиду наличия в его составе зерен различных пород и зернистости, характеризующихся различной износостойкостью, считают наиболее желательным минеральным материалом к применению для устройства слоев износа. Однако массовая доля зерен кремнистых пород в щебне из гравия не должна превышать 25 %.
4.19. По морозостойкости щебень из гравия должен отвечать тем же требованиям, что и щебень из природных массивных горных пород (см. табл. 4.4).
Щебень из шлаков
4.20. Шлаковый щебень может быть изготовлен из всех видов шлаков, устойчивых против любого распада путем дробления и сортировки отвальных шлаков. Он должен отвечать требованиям ГОСТ 10260-82. Марку щебня выбирают в соответствии с требованиями табл. 4.7.
Таблица 4.7
Марка щебня
Структурные особенности шлаков
по износу
по прочности
Примечание
Преимущественно кристаллические и скрытокристаллические, мелкопористые
И-I
1200
На дорогах всех категорий
То же от мелко- до среднепористых
И-II
1000
На дорогах II-IV категории
4.21. Шлаковый щебень не должен содержать металлических примесей более 5 % по массе.
4.22. Шлаковый щебень по крупности, зерновому составу, морозостойкости и другим требованиям должен соответствовать щебню из природных горных пород.
Природный песок
4.23. Песок природный должен отвечать требованиям ГОСТ 8736-85. Применим он для шероховатых покрытий только при отсутствии дробленого песка.
4.24. Песок для устройства шероховатых покрытий должен быть чистым и массовая доля в нем пылевидных, глинистых и илистых частиц не должна превышать 3%. В этом количестве массовая доля глины не должна быть более 0,5 %. Массовая доля в песке зерен, проходящих через сито с сеткой № 0,14, не должна превышать 10%.
Дробленый песок
4.25. Для устройства шероховатых покрытий наиболее целесообразно применение дробленых песков. Дробленый песок должен иметь петрографическую и минералогическую характеристики горной породы, из которой он изготовлен, с обязательным указанием количества в нем минералов, содержащих серу и слюду.
4.26. Для строительства шероховатых покрытий применяют дробленый песок марки 800, отвечающий требованиям ГОСТ 8736-85. Дробленый песок марки 800 изготовляют из изверженных, метаморфических и кристаллических (плотных) осадочных пород марки по прочности не ниже 800 по ГОСТ 8267-82 или из гравия с показателем дробимости выше Др. 8 (ГОСТ 8268-82). В применяемых для дробления в песок горных пород массовая доля слабых и выветренных разновидностей не должна превышать 10 %. Для асфальтобетонов типа Г применяют дробленый песок, получаемый при дроблении изверженных пород марки не ниже 1000.
4.57. Дробленый песок должен быть изготовлен с использованием специального дробильного оборудования, обеспечивающего получение зерен формы, приближающейся к кубической. Массовая доля зерен, проходящих сквозь сито № 014, не должна превышать 10 %. Массовая доля пылевидных и глинистых частиц, определяемых отмучиванием, в дробленом песке не должна превышать 5 %, в том числе глины 0,5 %. Дробленый песок не должен иметь посторонних примесей.
4.28. Дробленый песок может быть изготовлен также из отходов дробления горных пород (высевки) или гравия при производстве щебня. В этом случае, за исключением требования в п. 4.21 об использовании специального оборудования, он должен отвечать всем требованиям, приведенным в данном разделе.
Минеральный порошок
4.29. Минеральный порошок представляет собой продукт тонкого измельчения, известняков, доломитов, доломитизированных известняков и других карбонатных горных пород, отвечающих требованиям ГОСТ 16557-78, а также тонкого измельчения некарбонатных пород и пылевидных отходов промышленности, отвечающих специальным техническим условиям. Минеральные порошки применяют для изготовления асфальтобетонных смесей.
4.30. Минеральные порошки подразделяют на активированные и неактивированные. Для строительства дорожных покрытий с шероховатой поверхностью предпочтительны активированные порошки.
4.31. Минеральный порошок должен быть сухим и рыхлым. Активированный минеральный порошок должен быть однородным по цвету. Различие в массовой доле активирующей части в пробах порошка, отобранных из каждой партии, не должно превышать ±0,l5 %.
4.32. Минеральный порошок по ГОСТ 16557-78 должен отвечать требованиям, приведенным в табл. 4.8.
Таблица 4.8
Показатели
Нормы по видам порошка, %
Активированный
Неактивированный
Массовая доля в зерновом составе:
мельче 1,25 мм
100
100
” 0,315 мм не менее
95
90
” 0,071 мм ” ”
80
70
Пористость средняя, %, не более
30
35
Набухание смеси минерального порошка с битумом по объему, %, не более
1,5
2,5
Показатель битумоемкости, г на 100 см3, не более
50
65
Массовая доля влажности, %, не более
0,5
1,0
4.33. Для приготовления минерального порошка используют карбонатные горные породы. Материалы для приготовления минерального порошка должны быть чистыми; массовая доля загрязняющих и глинистых примесей не должна превышать 5 %.
Органические вяжущие материалы
4.31. Для строительства дорожных покрытий и слоев износа с шероховатой поверхностью применимы различные органические вяжущие материалы приведенные в табл. 4.9.
Таблица 4.9
Назначение
Нефтяные дорожные вязкие битумы
(ГОСТ 22245-76)
Нефтяные дорожные жидкие битумы (ГОСТ 11955-82)
Каменноугольные дегти (ГОСТ 4641-80)
Эмульсия (ГОСТ 18659-81 и ВСН 115-75)
Горячие асфальтобетонные и дегтебетонные смеси
БНД 90/130
БНД 60/90
БНД 40/60
-
-
-
Д-6
Д-5
-
-
-
-
Теплые асфальтобетонные и дегтебетонные смеси
БНД 130/200
БНД 200/300
СГ 130/200
-
Д-4
-
-
-
Горячие открытые битумоминеральные смеси
БНД 90/130
БНД 60/90
БНД 40/60
-
-
-
-
-
-
-
-
Теплые открытые битумоминеральные смеси
БНД 130/200
БНД 200/300
-
-
-
-
-
-
Битумные настовые шламы песчаные и щебеночные
БНД 90/130
БНД 60/90
БНД 40/60
БНД 130/200
БНД 200/300
-
-
-
-
-
-
Д-4
-
-
-
-
-
-
-
-
Щебень сортовой и щебеночные смеси, обработанные органическими вяжущими в установках:
горячие
БНД 90/130
БНД 60/90
-
-
Д-5
Д-6
-
-
теплые
БНД 130/200
БНД 200/300
СГ 130/200
МГ 130/200
Д-4
-
-
холодные с подогревом
-
СГ 130/200
Д-4
-
минерального материала
-
МГ 130/200
-
-
то же без подогрева
-
СГ 70/130
-
ЭБА-2
минерального материала
-
МГ 70/130
-
-
Поверхностная обработка
БНД 130/200
БНД 90/130
-
-
-
Д-4
-
-
-
ЭБК-1
ЭБА-1
ЭБК-2
ЭБА-2
4.35. Вязкость указанных в табл. 4.9 материалов назначают в зависимости от дорожно-климатической зоны, способа применения и дорожной конструкции. На повышение сроков службы и качества шероховатой поверхности оказывает влияние добавка 15-30 % каменноугольного дегтя к битуму (соотношение битума и дегтя уточняют в лаборатории).
Деготь быстрее битума изменяет свои свойства (окисляется и полимеризуется). Поэтому вяжущее в виде смеси битума и дегтя формируется скорее и обеспечивает повышение шероховатости. Дегти содержат поверхностно-активные вещества, поэтому добавка их способствует повышению активности и водоустойчивости вяжущего.
4.36. Битумы вязкие нефтяные дорожные, применяемые для дорожных покрытий и слоев износа с шероховатой поверхностью, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 22245-76. При плохом сцеплении битума с поверхностью минеральных материалов применяют поверхностно-активные вещества в соответствии с Инструкцией по использованию поверхностно-активных веществ при строительстве дорожных покрытий с применением битумов (ВСН 59-68).
4.37. Битумы жидкие нефтяные дорожные, применяемые для дорожных покрытий и слоев износа с шероховатой поверхностью, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 11955-82.
4.38. Каменноугольные дегти, применяемые для дорожных покрытий и слоев износа с шероховатой поверхностью, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 4641-80.
На дорогах, проходящих в городах и населенных пунктах, запрещается применять каменноугольные дегти в верхних слоях покрытий и слоях износа.
4.39. Дорожные эмульсии, применяемые для строительства дорожных покрытий и слоев износа с шероховатой поверхностью, должны быть водоустойчивыми и выдерживать испытание водой в соответствии с ВСН 115-75 Минтрансстроя СССР.
4.40. Дорожные эмульсии применяют при строительстве шероховатых покрытий преимущественно для подгрунтовки оснований и устройства шероховатых обработок.
5. ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ ПОКРЫТИИ С ШЕРОХОВАТЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ
Устройство шероховатого слоя из асфальтобетонных смесей
5.1. Для устройства шероховатых слоев применяют асфальтобетонные смеси, указанные в табл. 5.1. Режим приготовления смесей, а также показатели физико-механических свойств асфальтобетона из этих смесей должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов.
5.2. Шероховатый слой устраивают на сухом, чистом и непромерзшем покрытии (или основании). За 3-5 ч до начала укладки смеси поверхность покрытия (или основания) обрабатывают битумной эмульсией, вязким разжиженным битумом или жидким битумом (СГ 70/130). Норма расхода материалов: разжиженного или жидкого битума по основанию 0,5-0,8 и по покрытию 0,2-0,3 л/м2; 60 %-ной битумной эмульсии по основанию 0,6-0,9 и по покрытию - 0,3-0,4 л/м2.
Обработку вяжущими материалами исключают, если шероховатый слой устраивают на свежеуложенном слое покрытия.
5.3. Температура асфальтобетонных смесей при их укладке должна быть не ниже указанной в табл. 5.1.
Температуру смеси необходимо проверять в каждой прибывающей машине.
5.4. Укладку смеси и ее уплотнение ведут в соответствии с требованиями соответствующих инструктивных документов.
При уплотнении слоев из щебенистых смесей целесообразно применять катки на пневматических шинах, которые обеспечивают более четкое проявление шероховатости поверхности и снижение дробимости щебня.
Таблица 5.1
Вид смеси
Марка битума
Температура смеси, °С, не ниже
без ПАВ
с ПАВ
Горячие
БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60
120
100
”
БНД 200/300, БНД 130/200
80
80
Теплые
БГ 70/130, СГ 130/200
70
70
Катками на пневматических шинах начинают уплотнение, а после 10-12 проходов их по каждому следу окончательно доуплотняют слой тяжелым вальцовым катком.
Слой из песчаных смесей с дробленым песком уплотняют вначале легким катком на пневматических шинах (8-10 проходов), а заканчивают уплотнение тяжелым вальцовым катком (2-4 прохода).
Устройство шероховатых покрытий по способу втапливания щебня
5.5. Способ втапливания щебня состоит в распределении по уложенному слою асфальтобетона (горячего или тепло...
|