Новости
|
|
ТСН 31-302-95 (МГСН 4.02-94) Дома-интернаты для детей-инвалидов
Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.
Правительство Москвы
___________________________________________________________
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
___________________________________________________________
ДОМА-ИНТЕРНАТЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
МГСН 4.02.-94
ПРАВИТЕЛЬСТВО
МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ
МГСН 4.02-94
МОСКВЫ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ДОМА-ИНТЕРНАТЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Внесены Москомархитектурой, МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения
Утверждены Правительством Москвы распоряжением
от 09.12.94
№ 2389-РЗП
Срок
Введения
в действие
с 1 января 1995 г.
Предисловие
1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд. арх. Тхор Э.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.) при участии МГЦ Госсанэпиднадзора (санит. врач Пронина Л.И., зав. ЛПУ Храпунова И.А.)
2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой, МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения
3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Архитектурно-техническим Управлением Москомархитектуры (архитекторы Гикало Г.П., Шалов Л.А.)
4. СОГЛАСОВАНЫ: УГПС ГУВД г. Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Комитетом социальной защиты населения Москвы, Департаментом образования Москвы
5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 09.12.94 № 2389—РЗП
___________________________________________________________
МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ДОМА-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10—01—94 (см. раздел 2) для г. Москвы и Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) как дополнение и уточнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории г. Москвы и ЛПЗП, в том числе по проектированию общественных зданий и среды жизнедеятельности инвалидов, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих домов-интернатов для детей-инвалидов.
1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию домов-интернатов для детей-инвалидов.
1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.
Пункты настоящих норм, отмеченные знаком , являются обязательными.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих нормах приведены ссылки на следующие нормативные документы:
2.1. СНиП 10—01—94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
2.2. СНиП 2.08.02—89 "Общественные здания и сооружения".
_____________
Издание официальное
2.3. СНиП 2.01.02—85 "Противопожарные нормы".
2.4. ВСН 62—91 "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения".
2.5. Пособие "Дошкольные учреждения" к СНиП 2.08.02— 89*.
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Рекомендуемая номенклатура типов домов-интернатов, контингент и возраст воспитанников, а также требуемая площадь участка приводятся в таблице 3.1.
3.2. Дома-интернаты (детские дома) для детей с недостатками физического или умственного развития должны обеспечивать воспитанникам следующие виды обслуживания:
— проживание;
— питание;
— санитарно-гигиеническое обслуживание;
— воспитание, обучение (для обучаемых детей);
— культурно-массовое обслуживание (для обучаемых детей);
— медицинское обслуживание (включая физическую реабилитацию);
— социальную адаптацию, профессиональную подготовку (в зависимости от индивидуальных возможностей);
— административно-бытовое обслуживание.
3.3. В домах-интернатах следует, как правило, предусматривать следующие варианты проживания детей:
— в одновозрастных группах, с комплектацией групп и групп-классов из детей одного уровня развития и учебной подготовки;
— в разновозрастных группах с комплектацией групп из детей разного возраста по принципу совместимости (с образованием "семей" в 5—8 человек).
Примечание:
Необучаемые дети, т.е. дети не воспринимающие действительность и не могущие себя обслуживать, размещаются в спальных помещениях в зависимости от возраста, тяжести заболевания, а также нормативных нагрузок на персонал обслуживания.
3.4. Количество этажей в зданиях следует принимать:
— во всех типах учреждений для дошкольников и в домах-интернатах для необучаемых детей — не более двух;
— в остальных типах учреждений — не более трех.
Таблица 3.1.
Рекомендуемые номенклатура типов домов-интернатов,
контингент и возраст воспитанников, требуемая площадь участка
№ п.п.
Наименование учреждения
Контингент воспитанников
Возраст воспитан-ников, лет
Площадь участка на 1 место, кв. М
1
2
3
4
5
1.
2.
3.
4.
Детские дома для умственно отсталых детей
Детские дома для детей-дошкольников с недостатками физического развития:
— слепых и слабовидящих
— глухих и слабослышащих
Дома-интернаты для умственно отсталых детей:
— необучаемых
— обучаемых
Дома-интернаты для детей с недостатками физического развития:
— с поражением опорно-двигательного аппарата
— слепоглухонемых
дебилы, легкие имбециллы
слепые — с остротой зрения 0—0,05, слабовидящие — 0,06—0,4
глухие — с потерей слуха более 80 дб, слабослышащие — 30—80 дб
тяжелые имбецилы, идиоты
дебилы, легкие и средние имбецилы
с ДЦП, последствиями полиомиелита, антрогриппозом, хондродистрофией, миопатией
дети с полной потерей слуха и зрения
0 — 3
0 — 8
0 — 8
0 — 18
4 — 18
0 — 18
0 — 18
50 — 60
50 — 60
50 — 60
50 — 60
100 — 120
100 — 120
60 — 70
Примечания:
1. Состав и площадь помещений домов-интернатов для слепоглухонемых детей проектируются по особому заданию на проектирование.
2. На затесненных территориях площадь участка может быть сокращена на 15—20%.
Примечание.
На затесненных территориях в домах-интернатах для обучаемых умственно отсталых детей число этажей может быть увеличено до четырех при условии устройства в здании автоматического пожаротушения и противодымной защиты путей эвакуации (коридоров).
3.5. При числе этажей более двух дома-интернаты должны быть оборудованы лифтами (по расчету), в том числе и кроватными. В двухэтажных зданиях наличие лифтов определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование. Во всех типах домов-интернатов вместо части лестниц допускается предусматривать пандусы шириной 1,8 м с уклоном не более 1:10. В случае, если лифты не предусматриваются, устройство пандусов обязательно. В специализированных домах-интернатах для детей и подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата следует предусматривать и лифты и пандусы.
Ширина лестничных маршей в домах-интернатах должна быть не менее 1,8 м.
3.6. В зависимости от возраста и тяжести заболевания принципы размещения групп детей по этажам должны подчиняться следующим правилам:
— лежачих детей разрешается размещать не выше первого этажа;
— детей до 6 лет — не выше второго этажа;
— семейные разновозрастные группы могут размещаться на любом этаже.
3.7. Вместимость домов-интернатов, состав и площади их помещений должны в каждом конкретном случае определяться утвержденным заданием на проектирование.
При общей вместимости более 150 мест учреждение должно состоять из отдельных блоков (отделений), включающих, кроме помещений проживания, помещения питания, а также первичного учебного и медицинского обслуживания.
3.8. Необходимость мероприятий гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
3.9. Во всех помещениях необходимо предусмотреть устройства и приспособления для облегчения физических усилий детей с ограниченными двигательными функциями, в том числе передвигающихся на колясках.
В учреждениях для детей с нарушениями слуха и зрения следует предусматривать предупреждающую информацию о приближении к препятствиям изменением качества поверхностного слоя покрытия дорожек, рельефными полосами, защитными ограждениями для облегчения ориентации детей в жилом пространстве.
3.10. Высоту помещений, требования к инженерному оборудованию и другие общие требования, в том числе и противопожарные, следует принимать в соответствии с нормами проектирования "Общественные здания и сооружения", "Противопожарные нормы", "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения", а также другими нормативными документами, действующими на территории г. Москвы и ЛПЗП.
4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ
И ТЕРРИТОРИИ
4.1. Площадь участка следует определять заданием на проектирование с учетом рекомендуемых показателей, приведенных в таблице 4.1.
4.2. В составе территории должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны:
а) зона проживания детей с расположенными в ней игровыми площадками, теневыми навесами, аэросолярием, спортивными площадками, дорожкой для катания на велосипедах, игровым городком;
б) зона обслуживания, в которой размещаются площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом;
в) зона изолятора с площадкой для выздоравливающих детей;
г) зона огорода, ягодника, живого уголка;
д) хозяйственная зона, в которой в зависимости от конкретных условий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские помещения, ремонтные мастерские, овощехранилище и т.д.;
е) зона проживания обслуживающего персонала.
Примечания:
1. Игровые площадки с теневыми навесами, спортивные площадки и прочее для необучаемых детей не предусматриваются.
2. Зона проживания обслуживающего персонала предусматривается только при загородном размещении домов-интернатов.
3. На затесненных территориях для размещения хозяйственных, инженерных и подсобных помещений рекомендуется использовать подземное пространство, в том числе под зданиями домов-интернатов, при условии выполнения требований действующих нормативных документов.
4.3. Число групповых площадок должно соответствовать числу групп в учреждении, их площадь принимается из расчета 8—10 кв. м на одного ребенка. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. Теневые навесы площадью 2 кв. м на одно место должны примыкать к групповым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр в плохую погоду. Теневые навесы должны иметь дощатый пол и должны быть закрыты с трех сторон, а открытой стороной ориентированы на солнечную сторону горизонта. Возможна организация общих на 2—4 группы детей игровых площадок и теневых навесов.
4.4. На групповых площадках рекомендуется предусматривать следующее оборудование:
— для детей дошкольного возраста — качели, качалки, грибки, домики, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столами для игр с песком, а также физкультурное оборудование для развития всех основных видов движения;
— для детей школьного возраста — качели, сооружения для лазания, скатывания, пролезания, песочные дворики с ящиком для хранения песка, столами для игр с песком, скамейки для отдыха.
Примечания:
1. Набор оборудования следует уточнять в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
2. К песочным дворикам должен быть подведен летний водопровод для мойки игрушек после игр.
4.5. Необходимо избегать пересечения путей, связывающих помещения групповых ячеек с групповыми площадками на участке. Групповые площадки для детей ясельного возраста следует располагать не более, чем в 30 м от входа в помещения соответствующих детских групп.
4.6. В состав игрового городка рекомендуется включать карусель, уголок сказок, лабиринт.
4.7. На территории домов-интернатов для обучаемых детей школьного возраста необходимо предусматривать спортивные площадки для игр в настольный теннис, волейбол, бадминтон, футбол и т. д. Эти площадки должны располагаться вблизи групповых площадок для детей старшего школьного возраста.
Размеры спортивных площадок следует принимать: для настольного тенниса — 2,8х1,5 м; для волейбола — 9х18 м; для футбола — 40х60 м; для бадминтона — 13,5х6 м. Набор площадок определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
4.8. В домах-интернатах рекомендуется предусматривать аэросолярий из расчета 3,0—3,5 кв. м на 1 место, который следует располагать на хорошо озелененной площадке, открытой доступу прямых солнечных лучей, в зоне ветровой тени. Аэросолярий должен иметь зону сплошной тени и рассеянной солнечной радиации.
4.9. Огород-ягодник и площадку для живого уголка следует устраивать общими для всех групп обучаемых детей старшего дошкольного и школьного возраста из расчета: огород-ягодник — 0,3 — 0,6 кв. м на одного ребенка, площадка для живого уголка — 0,2—0,5 кв. м на одного ребенка.
4.10. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны. Площадь зеленых насаждений следует принимать из расчета не менее 60% площади участка.
4.11. Территория домов-интернатов должна быть огорожена. На участок должно быть предусмотрено не менее двух въездов с устройством дорог с твердым покрытием из расчетной нагрузки от пожарных машин — 20 тонн на ось. Один из въездов должен быть хозяйственным. К зданию должны быть предусмотрены подъезды с двух противоположных сторон.
4.12. Изолятор должен иметь подъездные пути для возможности эвакуации заболевших детей.
Таблица 4.1.
Вместимость
Площадь зон на 1 место, кв. м
учреждения, мест
хозяйственная зона
зона проживания персонала
100 — 150
151 — 300
свыше 300
12 — 15
9 — 12
9 и менее
10 — 15
9 — 12
9 и менее
4.13. В случае загородного размещения домов-интернатов площадь зоны проживания персонала следует принимать дополнительно к площади участка.
4.14. Зону проживания персонала допускается размещать вблизи учреждения на обособленном участке с изолированным въездом. Расстояния между зданиями проживания персонала и зданиями проживания детей, а также изолятором и игровыми площадками должны быть не менее 50 м.
4.15. В зоне проживания персонала следует предусматривать площадки для отдыха, сушки белья, мусоросборников, а также спортивные площадки универсального назначения (для игр в волейбол, баскетбол, бадминтон) и столы для игры в настольный теннис из расчета — одна спортивная площадка и 2 стола на каждые 150—200 проживающих.
Примечание:
При организации поселка персонала нормативы его проектирования принимаются в соответствии с требованиями главы СНиП "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов".
4.16. Норма расхода воды при пожаротушении должна приниматься не менее 100 л/с при одновременном расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды населения. Радиус обслуживания пожарных гидрантов не должен превышать 150 м. На стенах зданий и сооружений следует предусматривать установку светоуказателей пожарных гидрантов.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ
РЕШЕНИЯМ
5.1. В состав домов-интернатов входят следующие основные группы помещений:
— помещения проживания детей;
— помещения обслуживания (включающие помещения учебного, культурно-массового, медицинского, административно-бытового обслуживания, помещения профессиональной подготовки и социальной адаптации, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);
— изолятор;
— хозяйственные учреждения;
— помещения проживания персонала (при загородном размещении дома-интерната).
5.2. Помещения проживания детей и помещения обслуживания следует размещать в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми переходами.
Группы "семейного" типа допускается размещать в отдельностоящих коттеджах, рассчитанных на несколько "семей". Изолятор допускается располагать или в отдельном корпусе, или в изолированном блоке, примыкающем к корпусу помещений обслуживания, с отдельным входом. Хозяйственные сооружения (котельная, гараж, прачечная и др.), а также помещения проживания персонала должны располагаться в отдельных корпусах, размещаемых в специальных зонах с отдельным въездом.
Независимо от вместимости учреждения, помещения обслуживания, изолятор, хозяйственные сооружения предусматриваются общими для всего учреждения.
5.3. Здания домов-интернатов следует проектировать не ниже II степени огнестойкости.
Отдельные блоки проживания детей, непосредственно примыкающие друг к другу, следует отделять противопожарными стенами I типа.
5.4. Помещения проживания следует проектировать в виде изолированных групп жилых помещений трех основных типов:
1 — по типу дошкольных учреждений, когда раздевальная, групповая, спальня и туалетная образуют единый блок помещений;
2 — по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров);
3 — по квартирному типу, когда жилые помещения проектируются для группы детей, образующих "семью" (одновозрастную или разновозрастную).
Примечания:
1. Принципы проектирования жилых помещений для групп детей младшего школьного возраста могут приниматься как по типу I.
2. Группы необучаемых детей проектируются по типу I, при этом групповая и раздевальная комнаты в составе помещений не предусматриваются.
5.5. Численность детей в группах различных типов определяется в соответствии с таблицей 5.1. Жилые помещения могут образовывать секции или отделения на 2—4 и более групп в зависимости от возраста и тяжести заболевания.
5.6. В помещении каждой жилой группы для дошкольников должен быть предусмотрен самостоятельный вход; в двухэтажном здании допускается предусматривать общий вход для двух групп детей старшего ясельного и четырех групп детей дошкольного или младшего школьного возраста при расположении их на разных этажах или на втором этаже.
Входы в помещения жилых групп для детей школьного возраста могут быть предусмотрены через лестничные клетки, ведущие непосредственно в группы, или через общий вестибюль.
Таблица 5.1.
Основные принципы проектирования жилых помещений
детских групп с учетом организации учебного процесса и питания
Принципы проектирования жилых помещений
Числен-ность группы, чел.
Планировка спальных комнат
Организация учебного процесса
Организация питания
Типы учреждений или отделений, для которых рекомендуются данные принципы
1
2
3
4
5
6
По типу детского сада
По типу коридорной системы
По типу жилой квартиры
6 — 8
8 — 12
5 ( 8
Спальная комната, единая для всей группы
Спальни на 3—4 чел.
Спальни на 2(3 чел.
Обучение производится в групповой комнате
Повседневное обучение детей происходит в классах — игровых; специальное обучение происходит в мастерских, кабинетах
В одновозра-стных "семьях" повседневное обучение происходит в учебных комнатах, специальное обучение происходит в мастерских, кабинетах; в разновозра-стных "семьях" — в школьных помещениях, размещаемых в едином блоке
Питание происходит в групповой комнате
Питание детей происходит в столовых, предусматриваемых общими или на учреждение, или на каждые 2—4 группы
Питание происходит в общей комнате семейной квартиры. Допускается организация питания, когда частично оно обеспечивается в общей столовой (завтрак или обед), а частично — в общей комнате "семейного" блока (ужин или обед)
В детских домах для умственно отсталых детей и детей с недостатками физического развития, а также в дошкольных отделениях для обучаемых детей домов-интернатов
Во всех типах домов-интернатов для обучаемых детей школьного возраста
Во всех типах домов-интернатов для обучаемых детей
В целях противопожарной безопасности из каждой жилой группы должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов. В зданиях не выше трех этажей второй эвакуационный выход может быть предусмотрен через наружную лестницу (или пандус).
5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов, в том числе и "семейных", должны организовываться через раздевальные.
В случае, если входы в группы жилых помещений предусматриваются через общий вестибюль, раздевальные должны быть предусмотрены при нем. Они располагаются в открытых помещениях, выделенных оборудованием. Допускается предусматривать общие раздевальные на 2—4 группы.
В составе оборудования раздевальных необходимо предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви детей с подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской одежды и обуви.
5.8. Наружные входы в помещения жилых групп детей-дошкольников проектируются в соответствии с нормативными требованиями к дошкольным учреждениям (по пособию к нормам "Общественные здания и сооружения").
5.9. Санитарные узлы в жилых группах, проектируемых по принципу детского сада, размещаются в туалетной комнате, смежной с групповой.
Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут предусматриваться или при каждой спальной комнате, или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование.
В группах, комплектуемых по "семейному" принципу, санитарные узлы предусматриваются общими на квартиру. Размещение, состав помещений и санитарного оборудования санитарных узлов в различных типах жилых помещений следует принимать в соответствии с таблицей 5.2.
Таблица 5.2.
Размещение санитарных узлов, состав помещений
и оборудования
№
Тип помещений проживания
Вместимость
Расположение санитарного узла
Тип санитарного узла
Состав санитарного оборудования
1
2
3
4
5
6
1.
2.
3.
Жилая группа помещений по типу детского сада
Жилая группа помещений по типу коридорной системы
Жилая группа помещений по типу квартиры
6 — 8
8 — 12
5 — 8
Располагаются в составе помещений групповой ячейки
1. Санитарные узлы для мальчиков и девочек, общие на 2—4 группы, располагаются в коридоре
2. Санитарный узел размещается при каждой спальне на 3—4 места
Санитарные узлы в составе каждой квартиры
Общая туалетная
1. Для детей ясельного возраста до 1—1,5 лет
2. Для дошкольников старше 1— 1,5 лет и детей младшего школьного возраста
1. Уборные для мальчиков и девочек
2. Кабина личной гигиены для девонек
3. Умы- вальные для мальчиков и девочек
4. Душевые кабины с раздеваль-ными
Совмещенный санитарный узел
1. Уборная с умывальником
2. Туалетная
Один унитаз, один слив для мойки горшков, ванна для мойки клеенок, два умывальника, одна детская ванна с душем.
Два унитаза в кабинках, огороженных экранами, один душевой рожок с поддоном, три умывальника две ногомойки.
На каждые 15—20 мест: по два унитаза для мальчиков и для девочек, писуар в уборной для мальчиков.
Умывальник, бидэ.
По три умывальника, по две ногомойки.
2—3 душевые кабины по одному рожку.
Душ, унитаз, умывальник
Унитаз, умывальник.
Унитаз, умывальник, душ или ванна.
Примечания:
1. В групповых ячейках для необучаемых детей в состав санитарного оборудования туалетной входят унитаз, бидэ, слив, душ, два умывальника. Кроме того, в состав оборудования должны входить стеллаж для горшков и суден, ванна для дезобработки клеенок, сушилка для клеенок; все оборудование должно размещаться в общем помещении без кабин и экранов.
2. Все помещения санитарных узлов должны иметь в полу трапы для спуска воды.
3. В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных узлах следует предусмотреть сушилки.
4. Планировка и оборудование санитарных узлов (за исключением ясельных групп) должны предусматривать возможность пользования инвалидами-колясочниками.
5.10. Спальные комнаты следует проектировать в расчете на проживание одного из детей инвалида-колясочника (за исключением спальных для детей ясельного возраста до 1—-1,5 лет).
5.11. Допускается принимать различные варианты организации питания: доставка пищи в бачках и термосах из кухни в жилые помещения детских групп или организация питания в общей столовой (см. табл. 5.1.). Выбор варианта уточняется заданием на проектирование.
Для необучаемых детей питание организуется, как правило, в спальных комнатах.
5.12. Повседневные учебные занятия детей школьного возраста должны, как правило, происходить в игровых, классах-игровых или учебных комнатах, предусматриваемых в составе помещений проживания (см. табл. 5.3., 5.4.); для детей разновозрастных — в блоке учебных помещений. Для этого предусматриваются: учебно-игровые комнаты из расчета 3,6 кв. м на 1 ребенка для дошкольников и младших школьников и классы из расчета 4,2 кв. м на 1 место для средних и старших школьников. При этом число мест в классах для умственно отсталых детей допускается предусматривать из расчета на одновременное размещение 50% обучаемых детей.
5.13. Площадь жилых помещений, проектируемых по типу дошкольных учреждений, следует принимать не менее указанных в табл. 5.3., а проектируемых по типу коридорной системы или квартирному типу — табл. 5.4.
Таблица 5.3.
Площади помещений проживания, проектируемых по типу
дошкольных учреждений
№№
Наименование
Площадь помещений в кв. м для детей
п.п.
помещений
до 1 — 1,5 лет
свыше 1 — 1,5 лет
на 1 место
всего
на 1 место
всего
1
2
3
4
5
6
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Раздевальная
Групповая
Спальная
Туалетная
Буфетная
Кладовая
Санитарный узел персонала с умывальником в шлюзе
Комната хранения уборочного инвентаря
—
6
6
—
—
—
—
—
10—12
—
—
12—14
5—6
6—8
3
4
—
3,6
3,6
—
—
—
—
—
14—16
—
—
16
5—6
6—8
3
4
Примечание.
В группах для необучаемых детей раздевальная и групповая не предусматриваются, а площадь спален принимается из расчета 6—8 кв. м на одного ребенка.
Таблица 5.4.
Площади помещений проживания, проектируемых по типу
коридорной системы или квартиры
№
Наименование
Площадь помещений, кв. м
Примечания
п.п.
помещений
при коридорной системе
в семейных квартирах
на 1 место
всего
на 1 место
всего
1
2
3
4
5
6
7
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Спальные комнаты на 3—4 места
Спальные комнаты на 2—4 места
Класс-игровая
Учебная комната, комната приготовления уроков
Инвентарная
Общая комната, столовая, игровая
Столовая
Кухня или буфетная
Санитарные узлы:
а) при каждой спальной комнате
б) общие на группу: уборная с умывальником,
умывальная с но-гомойками,
душевые с раздевальными,
кабина личной гигиены для девочек,
туалетная
Санитарный узел персонала с умывальником в шлюзе
Комната хранения уборочного инвентаря
Комната воспитателей
Раздевальная с сушильным шкафом
Бытовая комната
Кладовая чистого белья
6
—
4,2
—
—
—
2,3
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
1,4
—
—
—
—
—
—
6—8
—
—
12
6
8х2
10х2
8х2
5
—
3
4
12
—
6—8
6—8
—
6—7
—
4,2
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
6—8
25
—
8
3
—
—
—
6
—
4
16
10—12
4
3—4
Предусмотреть возможность просмотра телевизора
Общая на 2—3 группы
При коридорной системе предусматриваются общими на 2—4 группы
то же
то же
то же
то же
Может быть предусмотрен общим на 2—4 группы
Оборудуется сливом, умывальником
При коридорной системе предусматривается общей на 2—4 группы
то же
то же
5.14. Кроме помещений, указанных в табл. 5.3. и 5.4., необходимо предусматривать кабинеты заведующих секциями и отделениями — один кабинет 12—14 кв. м на 2—4 группы.
5.15. Во всех классах, в том числе и классах-игровых, следует предусматривать зону психологической разгрузки из расчета 15—20% от общей площади класса, в которой следует располагать кушетку, кресло, шведскую стенку.
5.16. Планировка и оборудование классов, классов-игровых, учебных комнат, кабинетов учебной подготовки, учебно-производственных мастерских должны быть рассчитаны на детей, передвигающихся на колясках, из расчета 1 место для инвалида-колясочника на каждые 6—8 мест.
5.17. При помещениях классов, располагаемых в едином блоке помещений учебной и профессиональной подготовки, следует предусматривать рекреационные помещения из расчета 1,2—1,4 кв. м на одно место в классе.
5.18. Кабинеты для занятий физикой, химией, классы обучения машинописи следует предусматривать только для детей среднего и старшего школьного возраста с нормальным интеллектом из расчета 4,5—5 кв. м на одно место; при кабинетах следует размешать лаборантские или кладовые площадью 18 кв. м.
Примечание:
Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении.
5.19. Во всех типах учреждений для обучаемых детей и детей с нормальным интеллектом школьного возраста необходимо предусматривать:
— кабинет социально-бытовой адаптации, служащий также для приема гостей, площадью 60—70 кв. м с кладовой 18 кв.м;
— класс биологии — живой уголок 60—70 кв. м с лаборантской 18 кв. м;
— компьютерный класс 50—60 кв. м с кладовой 18 кв. м;
— комнату музыкальных занятий 36—54 кв. м с кладовой инструментов 18 кв. м;
— класс рисования 50—54 кв. м с кладовой 18 кв. м;
— библиотеку с книгохранилищем и читальным залом: 120 кв. м в учреждениях для детей с нормальным интеллектом и 60 кв. м для детей с недостатками умственного развития;
— кабинет заведующего учебной частью 16—18 кв. м;
— учительскую комнату 30—40 кв. м, которую можно совмещать с комнатой мастеров.
5.20. В домах-интернатах для детей с недостатками умственного развития рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1 место:
— в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники — 4—4,5 кв. м;
— картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной — 5—6 кв. м.
При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.
Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских следу...
|