О проекте Контакты
Жалобы в УФАС
Охрана труда
Трудовое право
Доверенности
Договора
Новости


25.05.2015
Арбитражный суд признал банкротом турфирму "Роза ветров ...

25.05.2015
Главу арбитражного суда Самарской области лишили статуса ...

25.05.2015
Арбитражный суд взыскал с ЧЭМК 450 тысяч рублей в пользу ...

25.05.2015
Арбитражный суд Петербурга сегодня продолжит ...

15.04.2015
«Мечел» предложил Сбербанку конвертировать часть долга в акции

15.04.2015
«Мечел» не предлагал ВТБ конвертировать долг в акции

22.03.2015
Юникредит банк намерен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом ОАО «Группа Е4»

23.03.2015
АкадемРусБанк признан банкротом

23.03.2015
Арбитражный суд отказался обанкротить проблемную страховую компанию «Северная казна» за 5,6 тыс. рублей долга

13.10.2014
Суд разъяснил права миноритариев «Башнефти» на операции с акциями


МДС 11-3.99 Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономического обоснования (проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения


    Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.



    МДС 11-3.99

    МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

    ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ


    УТВЕРЖДАЮ:

    Начальник
    Главгосэкспертизы России

    Ю.Б.Жуковский

    15.01.1997 г.


    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
    ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ
    ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ (ПРОЕКТОВ)
    НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ
    ЖИЛИЩНО-ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ


    1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    Настоящие методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единого подхода к рассмотрению технико-экономических обоснований (проектов, рабочих проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения1), необходимой полноты и качества экспертизы и предназначены для работников экспертных органов Российской Федерации, а также нештатных экспертов, подготавливающих локальные заключения по соответствующим разделам или отдельным вопросам проектов строительства.
    Рекомендации могут быть также использованы другими участниками инвестиционного процесса в строительстве: проектно-изыскательскими организациями, службами заказчика, органами управления, банками, финансово-кредитными и иными организациями.

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ
    ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

    2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    2.1.1. При экспертизе проектов строительства следует руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящими рекомендациями, а также другими документами, регулирующими инвестиционную деятельность.
    2.1.2. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проектам строительства приведены в РДС 11-201-95 "Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства", а также в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. Данные положения составлены исходя из того, что разработке проектов строительства предшествовало составление обоснований инвестиций в строительство объекта, рассмотрение и утверждение (одобрение) его в установленном порядке.
    2.1.3. Рассмотрение проектов строительства рекомендуется проводить в следующем порядке.
    Проверяется комплектность и полнота представленных материалов, при этом состав и содержание принимаемой на экспертизу документации должны соответствовать требованиям "Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (СНиП 11-01-95). При обоснованной необходимости экспертные органы могут затребовать дополнительную информацию по рассматриваемому проекту.
    _________
    1) Далее "проекты строительства".
    Проверяется полнота исходных данных, материалов инженерных изысканий, соответствие принятых в проектах строительства решений требованиям, изложенным в договоре на выполнение проектных работ, показателям ранее утвержденного (одобренного) обоснования инвестиций в строительство, другим предпроектным материалам, техническим условиям, строительным нормам и правилам, государственным стандартам, территориальным каталогам и иным нормативно-техническим документам, действующим на момент проведения экспертизы, а также согласованность и увязка проектных решений, приведенных в соответствующих разделах проекта строительства.
    В случае отступлений от требований нормативных документов рассматривается их обоснованность и наличие разрешений на это соответствующих органов.
    Проводится изучение пояснительной записки и графических материалов с определением соответствия разработанных решений заданию на проектирование и другой разрешительной документации.
    Обращается особое внимание на наличие:
    - вариантных проработок, расчетов и других материалов, обосновывающих выбор оптимальных проектных решений;
    - установленных законодательством согласовании проекта строительства с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями;
    - записи ответственного лица за проект (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом), удостоверяющей, что проектная документация на строительство объекта разработана в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами.
    Оценивается место расположения площадки (трассы) строительства в увязке с утвержденной градостроительной документацией, проверяется срок действия акта выбора земельного участка и другой разрешительной документации, а также производится сравнение с данными и технико-экономическими показателями лучших отечественных и зарубежных аналогов. При этом может оказаться необходимым или целесообразным дополнительное рассмотрение обоснований инвестиций в строительство зданий и сооружений, поскольку ряд основополагающих моментов определяется именно на стадии их разработки.
    При формировании заключений экспертизы следует привести принципиальное описание принятого проектного решения, обосновать его нерациональность, допущенное отступление от требований действующих нормативов и изложить рекомендации по изменению (улучшению) решений с указанием ссылки на соответствующий документ или результаты расчетов. При этом формулировка должна быть лаконичной, исключающей двойное толкование.
    Одновременно экспертиза должна отмечать в заключениях применение новых прогрессивных, рациональных технологических, объемно-планировочных, архитектурных, конструктивных и других решений, обеспечивающих высокий уровень производства и качества (конкурентоспособность) продукции (работ, услуг), долговечность и надежность зданий и сооружений при эксплуатации, снижение материалоемкости, расхода топливно-энергетических и других ресурсов по сравнению с заданным уровнем.
    Исходя из общих принципов проектирования и требований задания заказчика, при экспертизе проектов строительства рассматриваются следующие разделы:1)

    2.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
    Экспертиза технологических решений требует от эксперта глубокого изучения материалов, обосновывающих необходимость данного строительства, статистических данных по основным демографическим характеристикам района строительства (численный и возрастной состав населения, соотношение сельских и городских жителей, образовательный уровень, рождаемость, заболеваемость, обеспеченность проектируемыми видами услуг и т.д.), нормативов или рекомендаций по обеспечению населения предлагаемыми услугами.
    При экспертизе этого раздела:
    - выявляется социальная, общественная, хозяйственная, либо иная потребность в данном учреждении;
    - анализируется и подтверждается мощность проектируемого объекта в физических (койки, места посещения) либо в объемных (кв. м расчетной или общей площади, куб. м строительного объема) показателях, а также структура, состав и площади служб, кабинетов и отдельных помещений.
    В пояснительной записке проекта должны быть отражены все основные функционально-технологические связи и условия по зонированию территории, изоляции или кооперации соответствующих служб.
    При рассмотрении указанных решений уделяется внимание выполнению технологических требований при размещении отдельных структурных подразделений (служб) и рациональность обеспечения функционально-технологических связей и потоков между ними. Проверяются условия обеспечения доступности объекта для пользования инвалидами и другими маломобильными группами населения.
    __________
    1) Порядок и методика проведения экспертизы соответствующих разделов могут уточняться с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства на основе нормативных документов федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации.

    Изучаются сведения о запроектированных видах технологического оборудования (массового, индивидуального и нестандартизированного изготовления), стандартной и специальной мебели, условиях размещения этого оборудования в помещениях, проводится оценка применения в технологических процессах инженерно-технических систем, специальных сетей (медицинское газоснабжение, сжатый воздух, системы централизованной подачи очищенной воды, дезинфекционных и моющих средств, компьютерно-информационные сети, диспетчеризация технологических процессов, местные вентиляционные отсосы и системы кондиционирования, системы директорской, пейджинговой, поисковой связи и др.).
    Производится сопоставление технико-экономических характеристик объекта с прогрессивными отечественными и зарубежными аналогами, рекомендациями научных разработок или отдельных специалистов-экспертов.
    На основе проведенного анализа формируется заключение по разделу, в котором:
    - подтверждается или опровергается наличие социальной, общественной, хозяйственной или иной необходимости проектируемого объекта, а также обоснованность его мощности в физических и объемных показателях;
    - оценивается общая структура и состав помещений объекта, а также технологическая рациональность предлагаемых архитектурно-планировочных решений отдельных подразделений, служб, кабинетов и обеспечение функциональных связей между ними;
    - делаются выводы по соответствию раздела проекта действующим нормам и правилам и по выполнению требований и рекомендаций ведомственных технологических документов;
    - оценивается уровень оснащенности объекта технологическим оборудованием, приборами, аппаратурой, стандартной и специальной мебелью, средствами малой механизации и соответствия его современному и прогрессивному уровню техники и технологии, производится оценка удельных показателей стоимости оснащения объекта технологическим оборудованием;
    - оценивается обеспеченность технологического процесса необходимыми инженерно-техническими системами и сетями.
    Перечень основных нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении раздела "Технологические решения", приведен в приложении.

    Приложение к разделу 2.2.

    ПЕРЕЧЕНЬ
    основных нормативных документов,
    которыми необходимо руководствоваться
    при рассмотрении раздела "Технологические решения"

    1. СНиП 11-01-95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.
    2. СНиП 2.08.02-89* *). Общественные здания и сооружения. Изменения БСТ 10/91, 7/93.
    3. СНиП 2.09.04-87 *. Административные и бытовые здания. Изменение БСТ № 4/95.
    4. СТ СЭВ 3976-83. Здания жилые и общественные. Основные положения проектирования.
    5. Нормы технологического проектирования.
    6. Пособия по проектированию общественных зданий (глава СНиП 2.08.02-89*):

    1) Проектирование общественных зданий и сооружений к СНиП 2.08.02-89* с исключением по пп. 1.3; 2.1; 2.3; 2.4, 2.9 абз. 1, 2 и 5; 2.27; 3.3; 3.7 абз. 2, 3; 3.11 и прил. 1 (ЦНИИЭП учебных зданий).
    2) Проектирование культурно-зрелищных зданий. Общие рекомендации (ЦНИИЭП им. Мезенцева).
    3) Проектирование кинотеатров (ЦНИИЭП им. Мезенцева).
    4) Проектирование клубов (ЦНИИЭП им. Мезенцева).
    5) Проектирование театров (ЦНИИЭП им. Мезенцева).
    6) Проектирование спортивных залов, помещений для физкультурно-оздоровительных занятий и крытых катков с искусственным льдом (ЦНИИЭП им. Мезенцева).
    7) Проектирование бассейнов (ЦНИИЭП им. Мезенцева).
    _________
    *) Здесь и далее нормы и правила, намечаемые к пересмотру в 1997 - 1998 гг.

    8) Проектирование открытых плоскостных физкультурно-оздоровительных сооружений, лыжных баз, тиров для пулевой стрельбы и гребных баз (ЦНИИЭП им. Мезенцева).
    9) Проектирование зданий управлений, проектных и конструкторских организаций (ЦНИИЭП им. Мезенцева).
    10) Проектирование библиотек и архивов (ЦНИИЭП им. Мезенцева).
    11) Проектирование детских дошкольных учреждений (ЦНИИЭП учебных зданий).
    12) Проектирование банков (ЦНИИЭП им. Мезенцева).
    13) Проектирование школ и школ-интернатов (ЦНИИЭП учебных зданий).
    14) Особенности проектирования общеобразовательных школ и школ-интернатов в условиях просадочных грунтов и горных выработок (Киев ЗНИИЭП).
    15) Проектирование профессионально-технических и средних специальных учебных заведений и учебных комбинатов (ЦНИИЭП учебных зданий).
    16) Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации (ЦНИИЭП учебных зданий).
    17) Проектирование учебных комбинатов и центров (ЦНИИЭП учебных зданий).
    18) Проектирование предприятий розничной торговли (ЦНИИЭП учебных зданий).
    19) Проектирование предприятий бытового обслуживания населения (ЦНИИЭП учебных зданий).
    20) Проектирование предприятий питания (ЦНИИЭП учебных зданий).
    21) Санатории и санатории-профилактории (ЦНИИЭП курортно-туристических зданий).
    22) Проектирование гостиниц (ЦНИИЭП курортно-туристических зданий).
    23) Кондиционирование воздуха (ЦНИИЭП инженерного оборудования).
    24) Отопление и вентиляция общественных зданий (ЦНИИЭП инженерного оборудования).
    25) Проектирование многофункциональных комплексов (ЦНИИЭП граждансельстрой).
    26) Пособия по проектированию учреждений здравоохранения (ГипроНИИздрав):
    Раздел I. Общие положения.
    Раздел II. Стационары.
    Раздел III. Специализированные, вспомогательные и служебно-бытовые помещения.
    Раздел IV. Амбулаторно-поликлинические учреждения.
    Раздел V. Станции скорой и неотложной помощи, станции переливания крови с вивариями, молочные кухни и раздаточные пункты, аптеки, контрольноаналитические лаборатории.
    27) ВНП-001-95, Ведомственные нормы проектирования учреждений центрального банка Российской Федерации (Центробанк РФ, 1995 г,).
    28) Программа-задание на проектирование зданий и помещений сберегательного банка Российской Федерации (АК Сберегательный банк РФ, 1993 г., № 12-р).
    7. Ведомственные технологические нормы и правила, действующие в системе Минздрава РФ, требования которых учитываются при проектировании и организации отделений и служб учреждений здравоохранения:
    1) СанПиН 5179-90. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров (Минздрав СССР, 22.06.90).
    2) СанПиН 42-129-11-4090-86. Рентгеновские отделения (кабинеты). Санитарно-гигиенические нормы. (Минздрав СССР, 04.10.86 г.).
    3) Санитарные правила при проведении медицинских рентгенологических исследований. (Минздрав СССР, 23.06.80).
    4) Санитарные правила по устройству, оборудованию и содержанию экспериментально-биологических клиник (вивариев) (Минздрав СССР, 06.04.73 г. ).
    5) Санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала (Минздрав СССР, 28.12.83 г.).
    6) ОСП-76/87. Основные санитарные правила работы с радиоактивными и другими источниками ионизирующих излучений (Минздрав СССР, № 442287,26.05.74г.).
    7) НРБ-76/87. Нормы радиационной безопасности. (Минздрав СССР, № 4392-87, 26.05.74 г.).
    8) Правила по санитарии при работе в противотуберкулезных учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР. (Минздрав СССР, 13.06.59 г.).
    9) Правила по устройству и эксплуатации помещений патологоанатомических отделений и моргов (патологогистологических и судебно-гистологических лабораторий), лечебно-профилактических и судебномедицинских учреждений, институтов и учебных заведений (Минздрав СССР, 20.03.64 г.).
    10) Отраслевые методические указания ОМУ 4221-35-91. Стерилизаторы медицинские паровые. Правила эксплуатации и требования безопасности (Минздрав СССР, 10.10.91 г.).
    11) Правила по устройству, эксплуатации, технике безопасности и производственной санитарии при работе в аптеках (Минздрав СССР, 22.11.76 г. ).
    12) Правила по устройству, эксплуатации, технике безопасности и производственной санитарии на аптечных складах (базах) (Минздрав СССР, 30.12.81 г.).
    13) Правила устройства и эксплуатации психиатрических больниц (Минздрав СССР, 15.04.77 г.).
    14) Руководящий технический материал РТМ 42-2-4-80. Операционные блоки. Правила эксплуатации, техники безопасности и производственной санитарии (Минздрав СССР, 30.12.80 г.).
    15) ОМУ 42-21-27-88. Аппараты гипербарической оксигенации. Правила эксплуатации и ремонта (Минздрав СССР, 26.12.88 г.).
    16) ОМУ 42-21-26-88. Отделения гипербарической оксигенации. Правила эксплуатации и ремонта (Минздрав СССР, 26.11.88 г.).
    17) Инструкция по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (Минздрав СССР, 04.08.83).
    18) ППБО 07-91. Правила пожарной безопасности для учреждений здравоохранения (Минздрав СССР, 30.08.91 г.).

    2.3. АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
    2.3.1. Проверяется наличие архитектурно-планировочного задания, обоснования инвестиций в строительство данного объекта или иного предпроектного материала, проектно-планировочной документации (генплана, проекта детальной планировки участка строительства и т.п.), материалов топографической съемки участка и данных геологических и гидрогеологических изысканий, о надземных и подземных инженерных сооружениях и коммуникациях, сведений о фоновом состоянии окружающей среды, комфортности проживания населения и другой документации.
    Проверяется также соответствие принятых в проекте архитектурно-строительных решений требованиям задания на проектирование и исходным данным, в том числе градостроительной документации и проекта застройки, а также по типам жилых зданий, этажности, количеству секций, рекомендуемым типам квартир, их соотношению и общему количеству; назначению и типам встроенных в жилые дома предприятий общественного обслуживания и условиям их блокировки и т.п.
    Рассматривается состояние существующего жилого и общественного фонда объекта по данным инвентаризации и возможность его использования после реконструкции по прямому назначению или для других целей. Оценивается выполнение поставленных требований к размещению комплекса зданий или отдельного здания на территории, достаточность площади участка, рациональность размещения и функциональной взаимосвязи с объектами соцкультбыта и т.п.
    2.3.2. При экспертизе зданий и сооружений общественного назначения изучаются функционально-технологические связи и принципиальные объемно-пространственные решения. На основании анализа пояснительной записки и графических материалов выясняется общая компоновка здания или комплекса, этажность, деление на блоки и зоны, размещение и взаимосвязь основных структурных подразделений, требования по изоляции соответствующих служб, устройству отдельных входов, ориентации помещений. Выясняется потребность в хозяйственной зоне и ее состав. Оценивается соответствие принципиальных архитектурно-композиционных решений АПЗ градостроительным условиям с учетом стилевых особенностей окружающей застройки, ее высоты, исторической значимости, наличия охранных зон памятников, сохранения видовых точек и ориентиров и т.п.
    Также рассматриваются и оцениваются архитектурно-пространственные решения и решения фасадов по массам и пропорциям, ритму и стилевому единству, отдельных деталей и др.
    Проводится изучение пояснительной записки и графических материалов с определением соответствия разработанных решений обязательным и рекомендуемым нормативным требованиям, анализируются габариты основных помещений, соответствие их функциональным и технологическим процессам, наличие и достаточность вспомогательных и санитарно-гигиенических помещений, возможность расстановки мебели и оборудования, соблюдение параметров видимости сцены, экрана, освещенности и т.п.
    Проверяется наличие и рациональность функционально-транспортных связей между структурными подразделениями, размещение лестнично-лифтовых узлов, путей эвакуации и др.
    Обращается внимание на обоснованность и рациональность решений по подвалам, техническим этажам, крышам, входам и соответствие их нормативным требованиям.
    Проводится оценка обоснованности и рациональности предлагаемых проектом строительных материалов для основных конструкций объекта, использования местных материалов, сборного или монолитного железобетона, стекла, металла, дерева, эффективность утеплителей и кровельных материалов, обоснованность применения различных отделочных материалов. Рассматриваются вопросы по снижению теплопотерь, определяемых как видами материалов, используемых в конструктивных решениях ограждений, так и архитектурно-планировочными решениями, площадью остекленных поверхностей, изрезанностью стен, фонарями, площадями холлов и вестибюлей и т.п.
    Одновременно с изучением материалов по объемно-планировочным и градостроительным решениям производится сравнение с нормативными требованиями и проектами-аналогами, что позволяет сделать вывод о рациональности и качественном уровне запроектированного объекта.
    2.3.3. Рассматриваются выводы по материалам инженерных изысканий, их соответствие требованиям действующих норм, качество и достаточность для принятия проектных решений по строительству новых и реконструкции существующих зданий. Обращается внимание на особые условия строительства - сейсмичность, вечную мерзлоту, просадочность грунтов, карcты, оползни, сели, лавины и т.п.
    Результаты инженерных изысканий должны содержать данные, необходимые для выбора типа оснований и фундаментов зданий, определения глубины заложения и размеров фундаментов с учетом прогноза возможных изменений (в процессе строительства и эксплуатации) инженерно-геологических и гидрогеологических условий, в том числе грунтов, и позволить правильно запроектировать гидроизоляцию, антикоррозионную защиту подземных частей, предусмотреть необходимые мероприятия по обеспечению эксплуатационной надежности зданий. Проверяется пригодность участка по условиям рельефа и гидрогеологического строения (допустимые уклоны рельефа, отсутствие заболоченности, подтопляемости территории, оползней и т.д.), а также правильность решений по вертикальной планировке территории объекта с организацией удаления атмосферных вод, соблюдением требований по нормативным уклонам и максимально возможным сокращениям объемов земляных работ по подсыпкам и выемкам грунта.
    Проверяется правильность решений генерального плана объекта и его соответствие генплану города, поселка, сельского населенного пункта, проекту детальной планировки и разработанному на их основе проекту застройки района. Проверяются также архитектурно-планировочные решения и объемно-пространственная композиция с учетом градостроительных требований.
    Оценивается соблюдение требуемых противопожарных и санитарно-гигиенических разрывов между зданиями и сооружениями, в том числе промышленного и другого назначения.
    Проверяются проектные решения по планировке придомового земельного участка и размещению на нем здания (комплекса зданий) с учетом соблюдения требований по освещенности квартир, защиты от шума, загазованности и сильных ветров.
    Уточняется состав, количество, размеры и взаимное размещение площадок различного назначения - для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, хозяйственных целей и выгула собак, наличие стоянок автомашин и нормируемые расстояния между ними и зданиями, расстояние от проезжей части автодорог и железных дорог, наличие подъездов и подходов.
    Проверяются архитектурно-композиционные решения жилых зданий, которые должны быть индивидуализированными и приняты с соблюдением сложившегося масштаба и композиционной целостности окружающей среды, соответствовали градостроительной ситуации и исходили из функционального использования рельефа и других особенностей площадки, оцениваются объемно-планировочные решения жилых зданий и их соответствие функциональной целесообразности, архитектурной выразительности, удобству эксплуатации, возможности выполнения профилактических и ремонтных работ в процессе эксплуатации, а также объемно-планировочные решения и архитектурно-пространственная структура (построение) квартир, в том числе: общие функциональные принципы организации квартир - жилых помещений (личных комнат и общесемейных комнат) и подсобных помещений (личной гигиены, хозяйственных, коммуникационных и помещений хранения вещей); тип блокировки - одноэтажные, многоэтажные (в двух, трех уровнях); количество комнат (малокомнатные, многокомнатные); планировочные параметры помещений (площадь, пропорции, конфигурация, габариты); ориентации по сторонам горизонта (квартиры односторонней ориентации без сквозного проветривания, квартиры двухсторонней ориентации со сквозным или угловым проветриванием) и др.
    При этом при определении общих площадей и состава помещений квартир рекомендуется руководствоваться:
    - для государственного (социального) жилья - нормами СНиП;
    - для остальных видов жилья - требованиями заказчиков, изложенными в задании на проектирование.
    Квартиры должны иметь стилевое и конструктивное разнообразие, планировочную гибкость и универсальность с учетом социально-демографических особенностей образа жизни населения и обладать максимальным удобством и комфортом.
    Проверяется состав и расположение помещений общественного назначения, размещаемых в первом, втором и цокольном этажах жилых зданий - магазинов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и др.
    Следует проанализировать структуру размещаемого в здании учреждения, технологию производства и ее влияние на объемно-планировочное решение встроенно-пристроенной части здания и его конструкции, а также установить соответствие решений, принятых в архитектурно-строительном и технологическом разделах, требованиям норм по взрыво- и пожаробезопасности и санитарным нормам.
    Рассматриваются принятые проектные решения по устройству светопрозрачных ограждающих конструкций - окон, балконных дверей, витражей, витрин, которые должны обладать: необходимой прочностью и жесткостью; герметичностью сопряжении элементов ограждении между собой и со стеной при температурно-влажностных деформациях конструкции и инфильтрации наружного воздуха, соответствующим условиям эксплуатации. Кроме этого, они должны быть химически стойкими, износостойкими к абразивному воздействию пыльных ветров, легко поддаваться очистке.
    Оценивается композиционное решение по использованию витражей как элемента, создающего выразительный художественный контраст с глухой частью наружного ограждения и обеспечивающего визуальную связь внутреннего пространства с внешним.
    Проверяется обеспечение принятыми архитектурно-строительными решениями комфортности помещений для труда, проживания и отдыха, отвечающей современным требованиям, в том числе:
    - тепловлажностного режима - температуры внутреннего воздуха, относительной влажности внутреннего воздуха;
    - чистоты воздушной среды - воздухообмена с наружной средой, воздухопроницаемости ограждений, инсоляции помещений;
    - зрительного комфорта - зрительной изоляции помещений, освещенности помещений и пр.;
    - звукового комфорта - уровня звукового давления, звуковой изоляции помещений.
    Проверяются принятые проектные решения по устройству и мероприятиям для удобного доступа инвалидов и престарелых, в том числе при входах в здания - пандусы, крыльца, козырьки, надлежащие двери, тамбуры и т.д.
    При этом квартирные дома для престарелых следует проектировать не выше девяти этажей, для семей с инвалидами - не выше пяти. В других типах жилых зданий квартиры для семей с инвалидами следует размещать на первых этажах.
    Проверяется наличие мусоропровода в зданиях с отметкой верхнего этажа от уровня планировочной отметки земли 11,2 м и более, а в жилых домах для престарелых и семей с инвалидами - соответственно 8 м и более и 3 м и более; конструктивное решение ствола мусоропровода с точки зрения воздухопроницаемости, звукоизоляции от строительных конструкций и размещения мусоросборной камеры относительно жилых помещений.
    Производится оценка решении по наружной и внутренней отделке зданий и помещений, правильности принятых архитектурных решений по фасадам зданий, в том числе по их архитектурным деталям, отделке, цветовым решениям.
    2.3.4. Проверяются также:
    - разработанные на основе технико-экономического сравнения возможных вариантов конструктивные решения зданий, которые должны отвечать современным архитектурно-планировочным требованиям, принятым с учетом базы промышленности строительных материалов и изделий, наличия местных материалов и соответствовать природным условиям района строительства. Рассматривается технологичность и рациональность конструкций зданий и их элементов;
    - прочность зданий и их отдельных частей, пространственная жесткость и устойчивость конструкций на всех стадиях их возведения и эксплуатации. Если в принятом конструктивном решении на прочность и устойчивость конструкций влияет способ возведения, то в проектах зданий должны содержаться указания о порядке их возведения. При необходимости (для особых условий, индивидуальных конструкций и т.п.) следует проверить полноту и правильность расчетных материалов, принятых методов расчетов, соответствие конструктивных решений результатам этих расчетов;
    - мероприятия, обеспечивающие требуемую долговечность конструкций и оснований (соответствующий выбор материалов, конструктивные и специальные защитные меры в целях повышения огнестойкости, мороз...