Новости
|
|
МУ 2.1.4.682-97 Методические указания по внедрению и применению санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559-96 Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водос
Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.
Утверждаю
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г. ОНИЩЕНКО
20 декабря 1997 года
2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВНЕДРЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ
И НОРМ САНПИН 2.1.4.559-96
"ПИТЬЕВАЯ ВОДА. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВОДЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СИСТЕМ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА"
МУ 2.1.4.682-97
Дата введения 1 января 1998 года
1. Разработаны авторским коллективом под руководством проф. С.И. Плитман (НИИ МТ РАМН) в составе: проф. З.И. Жолдакова, к.м.н. А.Е. Недачин, к.б.н. Т.З. Артемова (НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина РАМН); к.х.н. Л.А. Христианова (МосводоканалНИИпроект); к.х.н. К.О. Ласточкина (МНИИГ им. Ф.Ф. Эрисмана); А.И. Роговец (Департамент госсанэпиднадзора МЗ РФ); Ю.Б. Шафиров (РМАПО).
При участии И.В. Брагиной, Т.Д. Крутовой (ФЦ ГСЭН МЗ РФ); к.м.н. Г.П. Кашкаровой (Аналитический центр контроля качества воды "Роса"); Е.Е. Полякова (НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина РАМН).
При подготовке МУ использованы материалы проф. В.Т. Мазаева, Т.Г. Шлепниной (ММА им. И.М. Сеченова); член - корр. РАМН Г.Н. Красовского, член - корр. РАМН Ю.А. Рахманина (НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина РАМН); д.м.н. Н.А. Романенко (НИИ МП и ТМ); И.В. Кожинова, к.х.н. Я.Л. Хромченко, к.м.н. Е.А. Диденко, к.х.н. А.И. Максимова (НИИ КВОВ).
Разработаны на средства Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.
2. Утверждены и введены в действие главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 20 декабря 1997 года.
Закон РСФСР
"О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"
"Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами" (статья 3).
"Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил...
Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности" (статья 27).
Введение
Методические указания (МУ) по внедрению Санитарных правил и норм "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (СанПиН 2.1.4.559-96) предназначены для организаций, предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от подчиненности и форм собственности, эксплуатирующих системы водоснабжения (водозаборы, станции водоочистки, водопроводы и т.д.) питьевого назначения и осуществляющих производственный контроль за качеством питьевой воды, а также для органов и учреждений санитарно - эпидемиологической службы, осуществляющих государственный и ведомственный санитарно - эпидемиологический надзор за состоянием централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения.
Основная задача МУ - обеспечить реализацию требований СанПиН 2.1.4.559-96 в части производственного контроля за качеством воды централизованных систем питьевого водоснабжения; государственного и ведомственного санитарно - эпидемиологического надзора за системами питьевого водоснабжения населения.
В настоящих Методических указаниях:
- даны разъяснения юридических основ СанПиН 2.1.4.559-96, обозначен порядок и правила выбора показателей, характеризующих качество питьевой воды на конкретных водопроводах;
- рассмотрены принципы разработки рабочих программ производственного контроля за качеством питьевой воды;
- даны рекомендации по выбору методов контроля за содержанием загрязнений в источнике и питьевой воде, метрологические требования к ним, контролю за содержанием веществ, не обозначенных в СанПиН, принятию решений по изменению схемы водоподготовки и других элементов водоснабжения;
- обозначены ситуации, когда на территории следует ориентироваться на региональные нормативы;
- изложен ряд технических и организационных мероприятий по обеспечению выполнения СанПиН, включая организацию работы лабораторий, осуществляющих контроль за качеством воды.
1. Основные особенности СанПиН 2.1.4.559-96
"Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"
1.1. Разработка и утверждение нового нормативного документа СанПиН обусловлена необходимостью гармонизации Российских нормативов с рекомендациями ВОЗ, новыми научными знаниями о влиянии питьевой воды на здоровье населения, а также повсеместным ухудшением качества воды поверхностных и подземных водоисточников, применением технологий водоочистки, часто не соответствующих уровню загрязнения водоисточников.
Контроль за качеством питьевой воды, осуществлявшийся до настоящего времени в соответствии с требованиями ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая", не в полной мере давал реальное представление о качестве воды и не обязывал выбирать контролируемые показатели в зависимости от конкретных условий.
1.2. Структура СанПиН, сохраняя преемственность требований ГОСТ 2874-82, обогатилась рядом новых положений.
1.2.1. Указаны законодательные акты, на основании которых разработан документ и обозначены нормативные документы (НД), используемые при подготовке (п. 1.2 р. 2).
1.2.2. Сформулирована принципиально новая стратегия, определяющая необходимость разработки рабочей программы производственного контроля качества воды, учитывающая санитарное состояние и наличие загрязняющих веществ в воде водоисточников, выявленных по результатам предварительно проведенных расширенных исследований (приложение 1, п. 1.2.2).
1.2.3. Указан порядок применения нормативов СанПиН при возникновении аварийных ситуаций (п. 3.5.3.6).
1.2.4. Указаны требования к показателям эпидемической безопасности питьевой воды, безвредности ее химического состава, учитывающие загрязненность водоисточников и технологию водоподготовки (п. 4.4.1).
1.2.5. Рекомендовано использовать обобщенные показатели при характеристике химического состава питьевой воды (п. 4.4.1).
1.2.6. Ряд положений (например, новые микробиологические показатели, единицы их измерения) приближен к рекомендациям ВОЗ (п. 1.4.3).
2. Организационно - правовые аспекты документа
2.1. Законодательной основой для разработки СанПиН
служат:
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законы Российской Федерации "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", "Об обеспечении единства измерений", "О защите прав потребителей", Положение о Государственной санитарно - эпидемиологической службе и Положение о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании.
2.1.1. Согласно Закону "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 3), санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы (санитарные правила) являются нормативными актами, устанавливающими критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
2.1.2. Действие нормативных актов, противоречащих санитарному законодательству Российской Федерации, препятствующих и ограничивающих применение действующих Санитарных правил подлежат отмене по постановлению главного государственного санитарного врача.
2.1.3. В соответствии с п. 5.1 СанПиН и согласно Закону Российской Федерации "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 32) к санитарно - эпидемиологическому надзору отнесена деятельность органов и санитарно - профилактических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей, в частности от потребления недоброкачественной питьевой воды, путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушения санитарного законодательства.
2.1.4. Надзор за обеспечением доброкачественной питьевой водой в войсках и на специальных объектах Министерства обороны РФ, Министерства путей сообщения РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной налоговой полиции РФ, Федеральной службы безопасности РФ и Федерального управления медико - биологических и экстремальных проблем Минздрава России, расположенных на территории РФ, отнесен к компетенции ведомственных санитарно - эпидемиологических служб.
2.1.5. Производственный контроль обеспечивается организациями и предприятиями, иными хозяйствующими субъектами независимо от подчиненности и форм собственности, осуществляющими эксплуатацию систем водоснабжения питьевого назначения.
2.1.6. К компетенции органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относится разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю качества питьевой воды, региональному нормированию. Отмеченное обстоятельство является основанием для службы водопроводов и учреждений санэпиднадзора (СЭН) представлять органам местного самоуправления на утверждение рабочие программы производственного контроля качества воды планы мероприятий по обеспечению необходимого качества воды, и регионального нормирования с обоснованием финансовых затрат.
2.2. Каждая из упомянутых организаций использует требования СанПиН только в рамках своей компетентности.
2.3. Взаимодействие служб водопровода, госсанэпиднадзора, ведомственного санэпиднадзора, органов местного самоуправления определено СанПиН в качестве взаимосвязанных, совместно работающих структур, равно отвечающих за обеспечение населения доброкачественной питьевой водой.
2.4. В область финансовых расчетов между организациями и предприятиями, осуществляющими эксплуатацию систем водоснабжения, и учреждениями СЭН входят работы, связанные с выполнением анализов качества воды по заказу службы водопроводов (по показателям, которые не могут быть определены ими самостоятельно).
3. Организация производственного контроля за качеством воды
централизованных систем питьевого водоснабжения
3.1. Основные требования к организации производственного контроля качества воды в системах водоснабжения установлены п. 3.4 СанПиН.
В том случае, когда владельцами водопроводных сооружений и магистральных водоводов является одна организация, а внутриквартальные сети находятся на балансе другой, производственный контроль и финансовые расчеты осуществляются в соответствии с хозяйственными договорами, утвержденными органами местного самоуправления.
3.2. Выбор контролируемых показателей, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения питьевой воды в процессе разработки рабочей программы производственного контроля за качеством воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
3.3. Рабочая программа разрабатывается в шесть этапов.
3.3.1. Первый этап предусматривает анализ данных, характеризующих качество воды источника, обработанной питьевой воды и воды разводящей сети. Используется базовая информация, имеющаяся в организациях, контролирующих или изучавших (в рамках НИР, разработок ТЭО и т.д.) качество воды источника, условия, формирующие качество воды источника, питьевой воды и т.д. (Приложение 1) <*>.
_________________
<*> За безвозмездное и скоординированное предоставление необходимой информации отвечают органы местного самоуправления.
3.3.2. Второй этап - выбор контрольных створов по результатам анализа базовых данных и подготовка перечня показателей для программы расширенных исследований (макет программы дан в Приложении 2 МУ). Перечень согласовывается с учреждениями ГСЭН. Места отбора проб (контрольные створы) утверждаются органами местного самоуправления по представлению учреждений ГСЭН. Основные критерии, используемые при формировании программы расширенных исследований, даны в разделе 5 МУ.
3.3.3. Третий этап - расширенные исследования воды источника (Приложение 3), обработанной питьевой воды и воды в сети проводятся с целью определения наиболее информативных показателей, характеризующих стабильность качества воды в источнике, барьерную роль водопроводных сооружений, вероятность вторичного загрязнения питьевой воды в процессе ее подготовки и транспортирования.
3.3.4. Четвертый этап - разработка рабочей программы производственного контроля качества воды для каждого водопровода выполняется с учетом полученных результатов (Приложение 4).
3.3.5. Пятый этап - разработка планов мероприятий по реализации рабочей программы.
3.3.6. Шестой этап - согласование рабочей программы и плана мероприятий с органами СЭН и утверждение их органами местного самоуправления сроком не более 5 лет.
3.3.7. Сроки разработки рабочих программ (1 - 6 этапы) не должны превышать 1 год.
3.4. Рабочие программы, утверждаемые органом местного самоуправления, включают: пояснительную записку, перечень контролируемых показателей, перечень методик их определения, план пунктов отбора проб воды для анализа и периодичность их отбора, календарные графики отбора проб и проведения исследования.
3.4.1. Пояснительная записка содержит паспорт водопровода, информацию о водоисточнике, технологии водоподготовки, используемых реагентах и гигиенические сертификаты (гигиенические заключения) на них, сведения о транспортировании и распределении воды; обоснование выбора химических веществ, показателей бактериального, вирусного, паразитарного загрязнения, радиационной безопасности для контроля; готовность производственной лаборатории к проведению работ; соответствие требованиям СанПиН сооружений по подготовке и распределению питьевой воды; план мероприятий по улучшению технологии водоподготовки или разработки новых технологических решений, план мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций и системы оповещения учреждений санэпиднадзора и органов местного самоуправления.
3.4.2. Перечень контролируемых показателей дифференцируется в зависимости от объекта контроля (источник, обработанная вода и питьевая вода в сети).
3.4.3. Перечень методик определения контролируемых показателей на стадии производственного контроля включает информацию о методе, шифр ГОСТ или РД, предел и погрешность определения (Приложение 5а).
3.4.4. Методики, рекомендуемые при проведении расширенных исследований, представлены в Приложении 5б.
3.4.5. Пробы воды в обязательном порядке должны отбираться из водозаборов, по этапам очистки перед подачей воды в распределительную сеть, в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода.
3.4.6. По каждому пункту указывается количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора.
3.5. Осуществление производственного контроля за действующей системой водоснабжения, согласно утвержденной рабочей программе, предполагает оперативное реагирование на обнаружение отклонения качества воды от требований СанПиН (с учетом уточнений и дополнений настоящих МУ, разд. 4), информирование учреждений СЭН и принятие мер по ликвидации ситуаций, приведших к загрязнению питьевой воды.
3.6. Любые решения (оперативные и долгосрочные) по ограничению, запрещению использования питьевой воды населением применяются по согласованию с учреждениями СЭН; трактовка степени опасности питьевого водопользования дается учреждениями СЭН.
3.7. Срок действия утвержденных рабочих программ - не более 5 лет. При необходимости (в зависимости от изменившейся санитарной ситуации) он может быть сокращен.
4. Организация работы производственных лабораторий
4.1. Согласно СанПиН, производственный контроль качества питьевой воды проводится лабораторией водопровода, осуществляющего эксплуатацию систем водоснабжения по рабочей программе. В структуре водопровода должна быть производственная лаборатория, состоящая из двух самостоятельных отделений (химического и микробиологического), или должен быть заключен договор в установленном порядке с аккредитованной лабораторией.
При подготовке лабораторий к работе решают две основные задачи: создание материальной базы для контроля качества воды по показателям, вошедшим в рабочую программу (приобретение приборов, аттестованных методик, ГСО, НД, реактивов и т.п.); обеспечение требуемой точности текущих измерений. Это положение установлено Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений". Для выполнения этого условия в лаборатории должны постоянно выполняться требования, правила и нормы метрологического обеспечения.
Государственный надзор за метрологическим обеспечением производственных лабораторий осуществляют территориальные органы Госстандарта РФ в установленном порядке.
Ведомственный контроль за метрологическим обеспечением осуществляют головные организации метрологической службы, аккредитованные ведомством на ведение этого вида деятельности. В Государственном комитете РФ по жилищной и строительной политике, Департаменте ЖКХ эти функции возложены на головную организацию метрологической службы аналитического контроля (ГОМС АК), аккредитованную в установленном порядке на данный вид деятельности. Эта служба ведет работы по практической организации метрологического обеспечения аналитических работ лабораторий. Одной из форм такой работы является ведомственная аттестация производственных лабораторий или государственная аккредитация лабораторий на техническую компетенцию на добровольной основе. Этот последний вид деятельности осуществляют органы по аккредитации лабораторий, т.е. организации, получившие от Госстандарта РФ право на данный вид деятельности.
4.1.1. Основные требования к аттестуемым лабораториям.
Аттестацию лабораторий осуществляют в соответствии с РД 50-194-80 "Методические указания аттестации аналитических лабораторий предприятий и организаций. Основные положения" с учетом письма N 510/10-762 от 23.09.92 Госстандарта РФ о системе аккредитации аналитических лабораторий, а также принимая во внимание РД 50-674-88 "Методические указания метрологического обеспечения количественного химического анализа. Основные положения".
4.1.2. Основные критерии аттестации производственных лабораторий водопровода:
- наличие в лаборатории НД, устанавливающей требования к питьевой воде и воде водоисточника;
- наличие аттестованных методик контроля показателей качества воды, установленных в рабочей программе;
- наличие средств измерений, в т.ч. Государственного стандартного образца (ГСО), оборудования общеаналитического вспомогательного назначения;
- наличие специалистов надлежащей квалификации;
- наличие системы внутрилабораторного контроля качества;
- наличие паспорта лаборатории;
- наличие положения о лаборатории, должностных инструкций; соответствие служебных помещений установленным требованиям;
- обеспечение техники безопасности работ.
4.1.3. Определение индикаторных микроорганизмов (табл. 1 СанПиН, общие и термотоллерантные колиформные бактерии, колифаги, споры сульфитредуцирующих клостридий) допустимо выполнять в лабораториях любого ранга, в том числе в производственных лабораториях, расположенных на территории водопроводных станций при условии хранения штаммов E.coli K и Pseudomonas fluorescens в опломбированном холодильнике.
При исследовании на колифаги необходимо наличие отдельного помещения, оборудованного вытяжным шкафом для работ с хлороформом и автоклавом для обеззараживания отработанного материала.
4.2. Государственную аккредитацию производственных лабораторий осуществляют органы аккредитации.
Основные системы аккредитации, в которых может быть аккредитована производственная лаборатория - система сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в хозяйственно - питьевом водоснабжении; система сертификации ГОСТ Р и система аккредитации испытательных лабораторий (центров) Госсанэпидслужбы РФ.
4.3. Основным требованием, которое предъявляется при аттестации и аккредитации испытательной <*> лаборатории, является обеспечение условий для получения достоверной точной аналитической информации при проведении анализов.
___________
<*> В любой системе по отношению к аккредитуемой лаборатории.
4.3.1. Метрологическое обеспечение исследований воды.
Метрологическое обеспечение является одним из условий технической компетентности лаборатории. Показателем технической компетентности служит получение результатов анализа с погрешностью, не превышающей величин, установленных ГОСТ 27384-87 или в используемой аттестованной методике. Этот критерий обеспечивается, если выполняются следующие условия:
- отобранная на анализ проба воды в момент отбора и в пункте отбора с возможной полнотой представляет контролируемый поток;
- определение состава воды выполняется аттестованными методиками с учетом диапазона ожидаемых концентраций контролируемого вещества и с заданной точностью;
- определение выполняется специалистом надлежащей квалификации;
- внешние условия в лаборатории (температура, освещенность, отсутствие шумов, вибрации и др.) отвечают установленным требованиям;
- в лаборатории стабильно функционирует система внутреннего контроля;
- лаборатория периодически участвует во внешних сличительных проверках;
- в лаборатории имеется, постоянно обновляется и используется в работе нормативная документация;
- все отделения прошли ведомственную аттестацию на техническую компетентность.
4.3.2. Подробное изложение процедуры метрологических работ в лаборатории представлено в материалах:
- "Методологическое пособие. Внутрилабораторный и внешний контроль точности результатов измерений показателей состава коммунальных вод" РД 204.2.19-97, РД 50.674-88;
- "Система сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в хозяйственно - питьевом водоснабжении";
- "Аккредитация испытательных лабораторий. Специальные требования и рекомендации". Пос ПВ N Р-006, Москва, 1995 г.;
- "Общие требования к испытательным лабораториям". ГОСТ 51000.3-96; ГОСТ 51000.4-96;
- ГОСТ 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений ГОСТ 27384-87 "Вода. Нормы погрешности измерений показателей состава и свойств";
- МИ 1317-86 "ГСИ. Результаты измерений и характеристики погрешности измерений...";
- МИ 2334-95 "ГСИ. Смеси аттестованные. Общие требования к разработке";
- МИ 335-5 "ГСИ. Контроль качества результатов количественного химического анализа";
- МИ 336-5 "ГСИ. Характеристики погрешности результатов количественного химического анализа. Алгоритмы оценивания";
- МР 8.1.04-6 "Методические рекомендации. Внутрилабораторный контроль качества результатов анализа разных типов вод, растворов, продуктов и отходов их обработки";
- "Методические указания. Метрологическое обеспечение количественного анализа. Основные положения". РД 574-8.
5. Выбор показателей для расширенных исследований
5.1. Выбор показателей для проведения расширенных исследований дифференцируется в зависимости от объекта - источник, обработанная вода, вода из распределительной сети.
5.2. При выборе показателей, включенных в программу расширенных исследований источника, прежде всего используют базовую информацию (см. п. 3.3.1). Из указанных в СанПиН обобщенных показателей (табл. 2) в обязательном порядке определяют водородный показатель и перманганатную окисляемость. Остальные показатели включают в программу расширенных исследований в том случае, если имеются показания.
5.2.1. Фенольный индекс рекомендуется определять в источниках, которые постоянно загрязняются крезолами, ксиленолами и их изомерами, содержащими в пара - положении карбоксильные, гидроксильные, метоксильные группы, а также галогены и сульфогруппы.
5.2.2. СПАВ включается в программу расширенных исследований в ситуациях, когда источник загрязняется хозяйственно - бытовыми сточными водами, условия отведения и сброса которых не отвечают соответствующим требованиям, и может загрязняться поверхностным стоком. Методы определения должны предусматривать возможность дифференцированного контроля за содержанием анионно - активных, неионогенных и катионных СПАВ.
5.2.3. Нефтепродукты определяются при постоянном загрязнении источника сточными водами (городские, с предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, поверхностно - ливневый сток), условия отведения и сброса которых не отвечают соответствующим требованиям, а также при использовании водоисточников для судоходства, в подземных источниках в зоне добычи нефти и т.д.
5.2.4. Номенклатура пестицидов, определяемых в источнике на стадии расширенных исследований, обосновывается их применением на данной территории, а также условиями отведения сточных вод, содержащих ядохимикаты.
В том случае, когда пестициды используются в сельскохозяйственном производстве, следует ориентироваться на нормативы ГН 1.1.546-96.
При попадании ядохимикатов в источник со сбросами промышленных сточных вод руководствуются ГН 2.1.5.558-96.
5.2.5. Из других показателей в программу расширенных исследований источника целесообразно включать не только соединения, обозначенные в табл. 2 и приложении 2 СанПиН 2.1.4.559-96, но и соединения, представленные в перечне ГН 2.1.5.558-96 "ПДК и ОДУ вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно - питьевого и культурно - бытового водопользования", в том числе вещества, нормативы которых установлены по общесанитарному лимитирующему признаку вредности. Эти вещества включают в тех случаях, когда их присутствие прогнозируется по данным мониторинга окружающей среды.
Решение о величине гигиенического норматива и лимитирующего признака вредности принимается по ГН 2.1.5.558-96.
Уровень норматива по перманганатной окисляемости принимается в соответствии с требованиями ГОСТ 2761-84 (в зависимости от класса водоисточника: 5 мг О/л для 2 - 3 классов, 2 мг О/л для 1 класса). Неорганические азотсодержащие соединения определяются в питьевой воде по наличию аммонийных ионов (ПДК - 2 мг/л), нитритов (3 мг/л) и нитратов (45 мг/л), а лимитирующим признаком вредности для них является санитарно - токсикологический.
5.3. В процессе проведения расширенных исследований источника определяются те вещества, присутствие которых обосновано результатами анализа базовой информации. В исследованиях применяются методы контроля, указанные в Приложениях 5а и 5б.
5.4. При проведении расширенных исследований обработанной питьевой воды в перечень показателей рекомендуется включать те, которые обоснованы наличием их в источнике (по данным мониторинга), технологией водоподготовки, а также информацией, содержащейся в гигиенических сертификатах на реагенты и фильтрующие загрузки.
5.4.1. Каждый из рекомендованных для включения в перечень расширенных исследований обработанной питьевой воды показатель должен быть обеспечен адекватным методом контроля, нижний предел обнаружения которого составляет не более 0,5 ПДК контролируемого вещества (Приложение 5).
5.4.2. Для расшифровки продуктов трансформации, которые могут образоваться в процессе хлорирования, озонирования и т.д., следует использовать современные инструментальные методы, в т.ч. газовую хроматографию, хроматомасс - спектрометрию, хромато - ИК, Фурье - спектрометрию и т.д.
5.4.3. При обнаружении веществ, не имеющих отечественного норматива, для контроля предлагается временно (до разработки отечественного норматива) ориентироваться на рекомендации ВОЗ (Приложение 6).
5.5. Для выполнения расширенных исследований воды из распределительной сети составляется перечень показателей, рекомендуемых для соответствующего этапа, с учетом наличия их в обработанной воде, а также с учетом прогнозируемых веществ, которые могут попадать в воду за счет миграции из материалов транспортирующих и распределительных конструкций. Кроме того, следует учитывать показатели, отражающие степень санитарного неблагополучия сетей.
5.5.1. Показатели, характеризующие санитарное состояние сетей, оцениваются не только при сравнении с нормативами, но и по превышению их концентраций относительно обнаруженных в воде, выходящей из водопроводной станции.
5.6. Организация, по вине которой происходит загрязнение источника и питьевой воды, обеспечивает разработку и аттестацию необходимого метода (с учетом задания на разработку), позволяющего не только контролировать вещества в источнике, но и в питьевой воде на стадии производственного контроля.
При подготовке заданий на разработку метода контроля следует ориентироваться на классификацию веществ по их строению (приложение 2 СанПиН). В первую очередь методы контроля разрабатываются для веществ 1 и 2 классов опасности, а также веществ 3 класса опасности, нормированных по санитарно - токсикологическому признаку вредности. Дополнительными критериями могут служить величины ПДК.
5.7. В программу расширенных исследований включают микробиологические и паразитологические пок...
|