О проекте Контакты
Жалобы в УФАС
Охрана труда
Трудовое право
Доверенности
Договора
Новости


25.05.2015
Арбитражный суд признал банкротом турфирму "Роза ветров ...

25.05.2015
Главу арбитражного суда Самарской области лишили статуса ...

25.05.2015
Арбитражный суд взыскал с ЧЭМК 450 тысяч рублей в пользу ...

25.05.2015
Арбитражный суд Петербурга сегодня продолжит ...

15.04.2015
«Мечел» предложил Сбербанку конвертировать часть долга в акции

15.04.2015
«Мечел» не предлагал ВТБ конвертировать долг в акции

22.03.2015
Юникредит банк намерен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом ОАО «Группа Е4»

23.03.2015
АкадемРусБанк признан банкротом

23.03.2015
Арбитражный суд отказался обанкротить проблемную страховую компанию «Северная казна» за 5,6 тыс. рублей долга

13.10.2014
Суд разъяснил права миноритариев «Башнефти» на операции с акциями


РД 10-107-96 Типовая инструкция для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами


    Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.



    ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
    ДЛЯ СТРОПАЛЬЩИКОВ

    ПО БЕЗОПАСНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ ГРУЗОПОДЪЕМНЫМИ МАШИНАМИ (РД 10-107-96)
    Утверждена постановлением Госгортехнадзора России от 08.02.96г № 03

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Во всех организациях независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности при выполнении работ по перемещению грузов широко применяются грузоподъемные машины (краны, краны-манипуляторы, тали,лебедки).
    1.2. К выполнению операций по строповке (обвязке, зацепке,закреплению, подвешиванию на крюк машины, установке в проектное положение и отцепке) грузов в процессе производства работ грузоподъемными машинами допускаются специально обученные квалифицированные рабочие-стропальщики.
    1.3. При производстве работ грузоподъемными кранами периодически происходят аварии и несчастные случаи,основными причинами которых являются:
    1) неправильная (ненадежная) строповка груза;
    2) применение для подъема груза непригодных съемных грузозахватных приспособлений или тары;
    3) нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;
    4) нарушение схем строповки грузов;
    5) нарушение технологических карт погрузочно-разгрузочных работ;
    6) нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, трюме судна, траншее, котловане, колодце при подъеме или опускании груза;
    7) несоблюдение схем и габаритов складирования грузов;
    8) нахождение людей между поворотной и неповоротной частями крана;
    9) допуск необученных рабочих к обслуживанию крана в качестве стропальщиков;
    10) несоблюдение требований безопасности при установке стрелового самоходного крана на опоры или при строповке грузов вблизи линии электропередачи;
    11) нахождение людей в кабине автомашины при ее разгрузке или погрузке;
    12) перегруз крана во время подъема примерзшего, засыпанного землей, закрепленного болтами, защемленного или залитого бетоном груза;
    13) нахождение людей вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования во время подъема или опускания груза;
    14) неисправность кранового пути и тупиковых упоров;
    15) неправильная установка стреловых самоходных кранов или крановманипуляторов вблизи траншеи, котлована или на свеженасыпанном грунте;
    16) подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов;
    17) нахождение людей в зоне действия магнитных и грейферных кранов;
    18) обрыв грузовых и стреловых канатов.
    1.4. Безопасность при производстве работ грузоподъемными машинами в значительной степени зависит от умелых и правильных действий стропальщика. В связи с этим стропальщики должны быть хорошо обученными и подготовленными и иметь соответствующую квалификацию.

    2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
    2.1. Руководство предприятия (производитель работ грузоподъемными машинами) для обвязки, зацепки, закрепления груза и подвешивания его на крюк крана при помощи стропов или специальных грузозахватных приспособлений или тары должно назначить (приказом или распоряжением) обученных и аттестованных стропальщиков.
    2.2. К строповке грузов могут допускаться рабочие смежных профессий (такелажники, монтажники, слесари и т.п.), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке грузов. В удостоверениях таких рабочих должна быть запись о присвоении им квалификации стропальщика.
    Если груз подвешивается на крюк крана без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или захватывается полуавтоматическими захватами, к выполнению обязанностей стропальщиков могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные по сокращенной программе, согласованной с органами госгортехнадзора.
    Обучение стропальщиков должно проводиться в профессионально-технических учебных заведениях или на курсах, создаваемых на предприятиях, имеющих на это разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора.
    2.3. Рабочему, аттестованному по профессии стропальщика, выдается соответствующее удостоверение (форма удостоверения приведена в приложении 7)* за подписью председателя квалификационной комиссии.
    Во время работы стропальщик должен иметь это удостоверение при себе и предъявлять его по требованию инспектора госгортехнадзора, инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, а также по требованию крановщика.
    2.4. На основании настоящей Типовой инструкции руководство предприятия (производитель работ грузоподъемными машинами) должно разработать производственную инструкцию для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами с учетом конструктивных
    особенностей машин и съемных грузозахватных приспособлений, а также местных условий их безопасной эксплуатации.
    Производственная инструкция вводится в действие приказом по предприятию и выдается стропальщику;
    при этом он должен расписаться в журнале проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные машины.
    2.5. Повторная проверка знаний стропальщиков проводится комиссией предприятия:
    периодически (не реже одного раза в 12 мес.);
    при переходе с одного предприятия на другое;
    по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора госгортехнадзора.
    Повторная проверка знаний проводится в объеме производственной инструкции и оформляется протоколом с отметкой в удостоверении.
    2.6. Рабочие основных профессий (станочник,технологический рабочий, монтажник и т.п.) допускаются к зацепке грузов на крюк грузоподъемной машины, управляемой с пола или со стационарного пульта, после соответствующего инструктажа и проверки навыков по строповке грузов в установленном Правилами порядке.
    Число стропальщиков, обслуживающих один кран, определяется лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами. При работе двух и более стропальщиков один из них назначается старшим с отметкой в журнале инструктажа.
    В тех случаях, когда зона, обслуживаемая краном, из кабины крановщика (машиниста)** не видна полностью, для передачи сигналов стропальщика крановщику лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно выделить сигнальщика из числа опытных стропальщиков.
    Стропальщик в своей работе подчиняется лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами.
    ____________
    * Приложения № 3,6, и 8 см. в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
    ** Далее по тексту - крановщик
    2.7. Допущенный к самостоятельной работе стропальщик должен иметь общее представление об устройстве обслуживаемой им машины.
    2.8. Обученный и имеющий на руках удостоверение стропальщик должен знать:
    1) установленный на предприятии порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком (рекомендуемая знаковая сигнализация приведена в приложении 6);
    2) производственную инструкцию для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами;
    3) назначение и конструктивные особенности съемных грузозахватных приспособлений и тары;
    4) схемы строповки или кантовки грузов;
    5) способы визуального определения массы груза;
    6) порядок осмотра и нормы браковки съемных грузозахватных приспособлений, канатов и тары (нормы браковки канатов приведены в приложении 3, съемных грузозахватных приспособлений - в приложении 8);
    7) нормы заполнения тары;
    8) грузоподъемность стропов;
    9) предельную длину и диаметр стропов;
    10) технологические карты;
    11) порядок и габариты складирования грузов;
    12) назначение и порядок применения стропов, цепей, канатов и других съемных грузозахватных приспособлений;
    13) меры безопасности и условия производства работ кранами на участке или в цехе;
    14) технические характеристики обслуживаемых стропальщиком кранов;
    15) основные требования безопасности при работе стреловых самоходных кранов вблизи линии электропередачи;
    16) меры предупреждения воздействия опасных и вредных производственных факторов;
    17) способы оказания первой помощи пострадавшим на производстве;
    18) средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения;
    19) расположение рубильника, подающего напряжение на кран с электроприводом.
    2.9. Стропальщик должен уметь:
    1) определять по указателю грузоподъемность стрелового крана в зависимости от вылета и положения выносных опор;
    2) выполнять обвязку и зацепку различных грузов для их подъема и перемещения;
    3) выполнять укладку (установку) груза в проектное положение и снятие грузозахватных приспособлений (расстроповку);
    4) выбирать стропы в соответствии с массой и размерами перемещаемого груза;
    5) определять пригодность грузозахватных приспособлений и тары и правильно их применять;
    6) правильно подавать сигналы крановщику;
    7) пользоваться при необходимости средствами пожаротушения на рабочем месте;
    8) оказывать первую помощь пострадавшим на производстве;
    9) отключать краны от электрической сети в аварийных случаях.

    3. ОБЯЗАННОСТИ СТРОПАЛЬЩИКА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    3.1. Перед началом работ по подъему и перемещению грузов стропальщик обязан:
    1) получить задание на определенный вид работы от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
    2) при выполнении строительно-монтажных работ ознакомиться с проектом производства работ краном и поставить в проекте свою подпись;
    3) при выполнении погрузочно-разгрузочных работ ознакомиться (под роспись) с технологическими картами;
    4) при выполнении работ стреловыми самоходными кранами вблизи воздушной линии электропередачи ознакомиться (под роспись) с мерами безопасности, указанными в наряде-допуске;
    5) проверить исправность грузозахватных приспособлений и наличие на них клейм или бирок с обозначением номера, даты испытания и грузоподъемности;
    6) проверить исправность тары и наличие на ней маркировки о ее назначении, номере, собственной массе и предельной массе груза;
    7) проверить наличие и исправность вспомогательных инвентарных приспособлений (оттяжек, багров, крюков, лестниц, площадок, подкладок и прокладок), необходимых для выполнения работ, в соответствии с проектом производства работ или технологической картой;
    8) подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза. Следует подбирать стропы (с учетом числа ветвей) такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90°;
    9) проверить освещенность рабочего места. При недостаточной освещенности стропальщик, не приступая к работе, обязан доложить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами.
    3 2 Стропальщику не разрешается устанавливать самостоятельно стреловые самоходные краны на выносные (дополнительные) опоры, а также снимать (укладывать) грузозахватные приспособления с неповоротной части (ходовой рамы) крана при нахождении крановщика в кабине крана

    4. ОБЯЗАННОСТИ СТРОПАЛЬЩИКА ПРИ ОБВЯЗКЕ И ЗАЦЕПКЕ ГРУЗА

    4 1. Стропальщик может приступить к выполнению работ по обвязке и зацепке груза для подъема его грузоподъемными машинами только после ознакомления со схемами строповки, технологическими картами или проектом производства работ.
    4.2. Работы по строповке грузов для погрузки их (разгрузки) в полувагоны, трюмы, для подъема груза несколькими кранами, вблизи линии электропередачи, для перемещения груза, на который не разработаны схемы строповки, а также для перемещения груза над перекрытиями помещений, в которых могут находиться люди, должны выполняться стропальщиком под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство
    работ кранами.
    4.3. При обвязке и зацепке груза стропальщик должен:
    1) производить обвязку и зацепку грузов в соответствии со схемами строповки или кантовки грузов;
    2) проверить массу груза по списку масс грузов или маркировке на грузе (если стропальщик не может определить массу груза, он должен поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами);
    3) канаты, цепи накладывать на основной массив груза (раму, каркас, корпус, станину) без узлов, перекруток и петель, под острие ребра грузов подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений;
    4) обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей (доски, бревна, прутки, трубы и т.п.) и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении. Строповку длинномерных грузов следует производить не менее чем в двух местах;
    5) зацепку железобетонных и бетонных изделий, а также других грузов, снабженных петлями, рымами, цапфами, производить за все предусмотренные для подъема в соответствующем положении петли, рымы, цапфы;
    6) при подвешивании груза на двурогие крюки накладывать стропы таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно;
    7) не использованные для зацепки груза концы многоветвевого стропа крепить так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность их задевания за встречающиеся на пути предметы;
    8) убедиться в том, что предназначенный к подъему груз ничем не укреплен, не защемлен, не завален и не примерз к земле.
    4.4. При обвязке и зацепке грузов стропальщику запрещается:
    1) производить строповку грузов, масса которых неизвестна или превышает грузоподъемность крана;
    2) пользоваться поврежденными или немаркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соединять звенья разорванных цепей болтами или проволокой, связывать канаты;
    3) производить обвязку и зацепку груза способами, не указанными на схемах строповки;
    4) применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами строповки приспособления (ломы, штыри, проволоку и др.);
    5) производить зацепку поддонов с кирпичом без ограждения (за исключением разгрузки на землю с автомашин);
    6) производить зацепку бетонных и железобетонных изделий за поврежденные петли;
    7) подвешивать груз на один рог двурогого крюка;
    8) забивать крюки стропов в монтажные петли железобетонных изделий или других грузов;
    9) поправлять съемные грузозахватные приспособления на поднимаемом грузе ударами молотка, кувалды, лома и т.п.;
    10) использовать при обвязке крупных стеновых блоков и других высоких грузов приставные лестницы; в этих случаях следует применять переносные площадки;
    11) использовать грейфер для подъема грузов, подвешенных при помощи стропов за челюсти грейфера, а также для выполнения других работ, для которых грейфер не предназначен;
    12) производить строповку груза, находящегося в неустойчивом положении.

    5. ОБЯЗАННОСТИ СТРОПАЛЬЩИКА ПРИ ПОДЪЕМЕ И ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗА

    5.1. Перед каждой операцией по подъему и перемещению груза стропальщик должен подавать соответствующий сигнал крановщику или сигнальщику. При обслуживании одного крана несколькими стропальщиками сигнал должен подавать старший стропальщик.
    5.2. Перед подачей сигнала о подъеме груза стропальщик должен:
    1) проверить, нет ли на грузе незакрепленных деталей и инструментов;
    перед подъемом труб большого диаметра следует проверить, чтобы в них не было земли, льда или предметов, которые могут выпасть при подъеме;
    2) убедиться в том, что во время подъема груз не может ни за что зацепиться;
    3) убедиться в Отсутствии людей возле груза, между поднимаемым грузом и стенами, колоннами, штабелями, станками и другим оборудованием. Перед подъемом груза стреловым краном стропальщик должен проверить отсутствие людей возле крана, на его поворотной платформе и в зоне опускания стрелы и груза, а затем выйти из опасной зоны.
    5.3. При подъеме и перемещении груза стропальщик должен:
    1) подать сигнал для подъема груза на высоту 200 - 500 мм, затем проверить правильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость крана, действие тормозов и только после этого подать сигнал о подъеме груза на необходимую высоту; при необходимости перестроповки груз должен быть опущен;
    2) при снятии груза с фундаментных болтов следить, чтобы подъем производился с минимальной скоростью, без перекосов, заеданий, с обеспечением горизонтального перемещения груза до полного снятия его с болтов;
    3) перед подъемом груза стреловыми кранами убедиться (по указателю грузоподъемности) в том, что установленный крановщиком вылет соответствует массе поднимаемого груза,
    4) перед горизонтальным перемещением груза или грузозахватных приспособлений убедиться в том, что они подняты не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;
    5) сопровождать при перемещении груз и следить за тем, чтобы он не перемещался над людьми и не мог ни за что зацепиться. Если сопровождать груз не представляется возможным, то за его перемещением должен следить крановщик, второй стропальщик или сигнальщик;
    6) для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки или багры;
    7) укладку груза производить равномерно, не нарушая установленные для складирования габариты и не загромождая проходы и проезды (расстояние от выступающих элементов поворотной части стрелового самоходного крана до строений, штабелей груза и других сооружений должно быть не менее 1000мм, от выступающих элементов башенного, портального и козлового кранов - не менее 700 мм при высоте до 2 м и 400 мм при высоте более 2 м);
    8) укладку груза в вагонетки, полувагоны и на платформы, а также снятие его производить, не нарушая равновесия транспортных средств. Сами транспортные средства при этом должны быть укреплены во избежание их произвольного перемещения;
    9) подъем сыпучих и мелкоштучных грузов производить в специальной таре; при этом не допускается заполнять тару свыше установленной нормы;
    10) кантовку грузов кранами производить на ...