Новости
|
|
РДС 11-201-95 (с изм. 1 1998) Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства
Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы
проектов строительства
РДС 11-201-95
Издание официальное
Министерство строительства Российской Федерации
(Минстрой России)
Москва
1995
ПРЕДИСЛОВИЕ
1.Разработан Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России.
Утвержден постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 г. N 18-39.
Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Минстроя России.
СОДЕРЖАНИЕ:
Область применения
Общие положения
Порядок проведения экспертизы
Объем проектной документации и порядок ее представления на экспертизу
Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе
Заключение по экспертизе проектов строительства
Сроки проведения экспертизы
Приложение А. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов производственного назначения
Приложение Б. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов жилищно - гражданского и общественного назначения.
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы
проектов строительства
Дата введения 1995.07.01
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.
Настоящая Инструкция устанавливает общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико - экономических обоснований (проектов), рабочих проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений * на территории Российской Федерации и предназначена для применения государственными органами, осуществляющими экспертизу проектов строительства, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса в строительстве.
технико - экономические обоснования (проекты), рабочие проекты на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются - проекты строительства.
2.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально - экономической и природоохранной политики.
При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящей Инструкцией, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.
Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.
Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.
В необходимых случаях субъекты Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти на основе положений настоящего документа могут разрабатывать и утверждать региональные и отраслевые нормативные документы с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства.
Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации устанавливается в отдельном нормативном документе.
Экспертиза обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений проводится применительно к порядку, установленному настоящей Инструкцией.
3.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ.
В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20.06.93г. N585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно - сметной документации и утверждении проектов строительства» и постановлением Госстроя России от 29.10.93 г.N 18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации проектов строительства в Российской Федерации» проекты строительства предприятий, зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе в следующем порядке:
Главгосэкспертиза России проводит экспертизу:
проектов строительства:
-объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, согласно перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;
-объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;
-объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;
-экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения разрабатываемых по планам бюджетных работ Минстроя России;
-потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с МЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.
Главгосэкспертиза России проводит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народно-хозяйственное, градостроительное и социальное значение.
Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством проектов строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов. По поручению руководства Минстроя России, а также в связи с обращениями заказчиков, проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в строительстве Главгосэкспертиза России рассматривает разногласия по вопросам экспертизы проектной документации и подготавливает по ним соответствующие предложения.
Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга проводят экспертизу:
проектов строительства:
-объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
-объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству (за исключением проектов строительства, подлежащих рассмотрению Главгосэкспертизой России).
Территориальные организации государственной вневедомственной экспертизы проводят комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливают сводное экспертное заключение с учетом требований заключений органов государственных экспертиз или с их участием, а также результатов рассмотрения местными архитектурными органами и общественного обсуждения по объектам, имеющим важное градостроительное и социальное значение для соответствующей территории.
Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независомо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.
Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами Российской Федерации и Минстроем России и подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.
При проведении комплексной экспертизы проектов строительства несколькими экспертными органами предпочтительной формой ее организации является совместное рассмотрение проектной документации. Для проведения экспертизы проектной документации на строительство крупных и сложных объектов могут образовываться экспертные комиссии с участием всех заинтересованных экспертиз.
ОБЪЕМ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК
ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ЭКСПЕРТИЗУ
Проекты строительства представляются заказчиком а государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).
По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и отдельных разделов, что определяется договором на проведение экспертизы.
4.3. Объем документации проектов строительства, подлежащих рассмотрению в порядке выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К представляемой документации прилагаются документы об утверждении проекта, заключение ранее рассматривавшего проект экспертного органа и справка о состоянии строительства (по строящимся объектам).
4.4. При необходимости экспертный орган по вопросам, относящимся к его компетенции, имеет право запросить у заказчика дополнительную информацию по рассматриваемому проекту строительства.
4.5. Комплектность представленных материалов, их соответствие требованиям действующих нормативных документов по составу проектной документации проверяется экспертным органом в 5-ти дневный срок с даты их получения.
При установлении некомплектности проектной документации экспертный орган уведомляет заказчика о необходимости представления недостающих материалов. В этом случае экспертным органом может быть также принято решение об отклонении от рассмотрения проекта строительства до его укомплектования.
4.6 При повторной экспертизе представляются:
пояснительная записка к доработанному по замечаниям экспертного органа проекту строительства с уточненными технико-экономическими показателями;
проектная документация, в которую внесены изменения и дополнения по результатам предыдущего рассмотрения.
5. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ* ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ
При экспертизе проектов строительства проверяется: соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованням, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта ;
_________________________
* основные вопросы уточняются в зависимости от отраслевой специфики, особых условий и видов строительства _________________________
наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора;
хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природных и иных ресурсов;
выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы);
обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта, исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или представляемых услугах;
достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающий природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрыво-пожарной и пожарной безопасности;
соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;
достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения;
оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (производства), его материало- и энергоемкости ;
обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем, выбор основного технологического оборудования;
оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению, возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергоресурсов;
наличие безотходного (малоотходного) производства на базе полного и комплексного использования сырья и отходов;
обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях);
оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;
обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений, исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим. Эффективность использования площадей и объемов зданий; обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
оценка проектных решений по организации строительства;
достоверность определения стоимости строительства;
оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА.
6.1. По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в целом с учетом заключений государственных экспертиз, принимавших участие в рассмотрении проекта.
Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов производственного назначения приведены в приложении "А", а объектов жилищно-гражданского и общественного назначения - в приложении "Б".
6.2. Экспертное эаключение должно содержать:
краткую характеристику исходных данных, условий строительства и основных проектных решений, а также технико-экономические показатели проекта строительства;
конкретные замечания и предложения по принятым проектный решениям, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы, ожидаемый эффект от их реализации (с количественной оценкой);
общие выводы о целесообразности инвестиций в строительство с учетом экономической эффективности, экологической безопасности, эксплуатационной надежности, конкурентоспособности продукции и социальной значимости объекта;
рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последующем проектировании:
рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-экономических показателей) или отклонении проекта.
По утвержденным проектам, рассматриваемым в порядке выборочного контроля, делается вывод об одобрении или необходимости доработки документации (по объектам, находящимся в стадии строительства, указываются виды работ, которые могут выполняться до доработки проектной документации).
6.3. При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации экспертным органом вносится предложение о применении в установленном порядке к организациям-разработчикам проектной документации штрафных санкций или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лицензий.
6.4. Заключение утверждается руководителем экспертного органа и направляется заказчику или в утверждающую проект, инстанцию.
6.5. При проведении совместной экспертизы заключение утверждается руководством экспертных органов, участвующих в рассмотрении проекта строительства.
В конкретных экспертных органах может быть принят и иной порядок оформления экспертного заключения, однако в любом случае подпись руководителя экспертного органа, утверждающего выводы экспертизы, является обязательной.
7. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ.
7.1.Сроки проведения комплексной государственной экспертизы проектов строительства принимаются в зависимости от трудоемкости экспертизы и, как правило, не должны превышать 45 дней.
В отдельных случаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных объектов, указанный срок может быть увеличен по решению руководства экспертного органа.
7.2.Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее заключениям документации не должны превышать 30 дней.
7.3.Сроки проведения экспертизы проектов строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов, заемных и привлеченных средств инвесторов, устанавливаются договором.
7.4. Продолжительность подготовки заключений по отдельным разделам и вопросам не должна, как правило, превышать 50 процентов продолжительности комплексной экспертизы проекта строительства .
7.5. Сроком начала экспертизы является дата утверждения руководством экспертного органа плана ее проведения (или подписания договора на экспертизу), а окончания экспертизы - дата отправки заключения заказчику или утверждающей проект инстанции.
Приложение А
(обязательное)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов производственного назначения
...........................................................
...........................................................(наименование объекта и его месторасположение)
1.Заказчик
2.Инвестор, источники финансирования
3.Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы
4.Подрядная строительная организация (если она определена)
5. Основание для разработки:
- задание на проектирование;
- государственные целевые программы, отраслевые схемы развития, обоснование инвестиций в строительство объекта и др.
6. Основные данные и принятые решения*.
6.1. Хозяйственная необходимость и целесообразность строительства:
обеспечение перспективной потребности в данном виде продукции в результате строительства объекта.
6.2. Характеристика участка строительства: - варианты размещения объекта, результаты сравнительного анализа и преимущества выбранного участка, площадки, трассы;
* по проекту строительства, возвращаемому на доработку излагаются в минимально необходимом объеме, обосновывающем замечания и предложения пункта 7. По проекту строительства, рассматриваемому повторно - излагаются с учетом изменений и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям экспертизы
- краткое описание района, пункта, рекомендуемой для строительства площадки, сведения о природно-климатических, инженерно-геологических, экологических и др. условиях;
- сведения о согласовании с местными органами государственного управления в части землепользования и производственной инфраструктуры территории, а также согласованиях с органами госнадзора.
Годовая мощность и номенклатура продукции:
- объем производимой продукции (мощность);
- основная номенклатура продукции и ее характеристики;
- наличие материальных, сырьевых и др. видов ресурсов (основные виды сырья, материалов, комплектующих изделий).
Основные технологические решения:
- общая характеристика технологических процессов, основного
технологического оборудования, машин и механизмов,
6.5. Организация производства и управления:
- производственно-технологическая структура и состав предприятия ;
- мощность основных производств и цехов:
- решения по вспомогательным объектам, ремонтному, складскому, энергетическому и транспортному хозяйствам;
- структура управления, режим работы предприятия;
общая численность работающих, обеспечение производства и строительства трудовыми ресурсами.
6.6. Генплан, транспорт:
- основные решения и показатели генерального плана;
- схемы грузопотоков, решения по внутриплощадочному транспорту.
6.7. Основные строительные решения:
- краткая характеристика объемно-планировочных и конструктивных решений наиболее крупных и сложных зданий и сооружений;
- решения по фундаментам;
- обеспечение прочности и устойчивости зданий и сооружений.
6.8. Инженерное обеспечение:
- источники обеспечения топливом, электрической и тепловой энергией, водой для производственных и хозяйственно-бытовых нужд; - использование вторичных энергетических и сырьевых ресурсов (тепло попутных продуктов, применение теплообменного оборудования, отходов производства и т.д.).
6.9. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (Г.О.):
характеристика инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, использование помещений Г.0. в обычных условиях хозяйственной деятельности.
6.10. Охрана окружающей среды:
- общая экологическая характеристика района;
- воздействие строительства и эксплуатации объекта на окружающую среду;
- мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
- решения по обеспечению технической безопасности, предупреждению и ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций.
6.11. Организация строительства:
- объемы основных строительно-монтажных работ;
- потребность в строительных материалах, механизмах и транспортных средствах;
- трудоемкость и сроки строительства объекта;
- очередность строительства, пусковые комплексы.
6.12. Стоимость строительства и экономическая эффективность инвестиций:
- стоимость строительства;
- эффективность инвестиций, сопоставление основных технико-экономических показателей с показателями, определенными в обосновании инвестиций в строительство объекта.
7. Замечания и предложения по принятым решениям и результаты экспертизы:
- соответствие заданию на проектирование, обоснованию инвестиций в строительство объекта, техническим условиям и требованиям, выданным органами государственного надзора и заинтересованными организациями, основным направлениям технической политики в соответствующей отрасли;
- оценка состава и комплектности представленных материалов, полноты и качества инженерных изысканий;
- оценка качества всех разделов проектной документации, изложенных в п.6;
- предложения по повышению экономической эффективности, эксплуатационной надежности и экологической безопасности за счет совершенствования технических решений, более рационального использования ресурсов и их результативность: изменение (уменьшение, увеличение) стоимости строительства, продолжительности строительства, уменьшение расхода потребляемых топливно-энергетических ресурсов, трудозатрат в строительстве, расхода основных строительных материалов (проката, металла, цемента, лесоматериалов) и др. (форма произвольная в зависимости от характера изложения).
8. Выводы.
Общие выводы о целесообразности строительства объекта и условиях его реализации.
С учетом оценки качества проекта строительства в целом и внесенных в процессе экспертизы изменений и дополнений проект рекомендуется к утверждению (приводятся рекомендуемые к утверждению технико-экономические показатели, состав которых определяется в зависимости от отраслевой специфики и видов строительства), отклоняется или возвращается на доработку.
Приложение Б
(обязательное)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов жилищно-гражданского и общественного назначения
......................................................
(наименование объекта и его месторасположение)
1.Заказчик ______________________________________________________
2.Инвестор, источники финансирования _________________
3.Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы
4.Подрядная строительная организация (если она определена)
5. Основание для разработки:
- задание на проектирование;
- государственные программы, проекты застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов и жилых групп.
6. Основные данные и принятые решения*.
6.1. Хозяйственная необходимость и целесообразность строительства :
-назначение объекта, ожидаемый в результате строительства социальный эффект;
-мощность (вместимость) и функциональная структура объекта.
6 2. Характеристика участка строительства:
-краткая характеристика рекомендуемого для строительства участка по размерам, расположению в инфраструктуре населенного
___________________________________________________________
* по проекту строительства, возвращаемому на доработку излагаются в минимально необходимом объеме, обосновывающем замечания и предложения пункта 7. По проекту строительства, рассматриваемому повторно - излагаются с учетом изменений и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям экспертизы.
пункта, транспортной доступности, рельефу, инженерно-геологическим, гидрогеологическим и экологическим условиям, наличию подземных и наземных сооружений и коммуникаций на ...
|